рефераты по менеджменту

Информация в процессе управления

Страница
2

2) по характеру восприятия человеком;

3) по форме представления;

4) по источникам возникновения;

5) по времени использования;

6) по отношению к хозяйственному субъекту;

7) по возможности использования.

В зависимости от характера возникающих задач и соответствующего им аспекта управления информации делиться на организационно-экономическую, собственную управленческую, технико-технологическую, социально-психологическую, идейно-воспитательную.

По характеру восприятия человеком можно выделить различные органолептические формы информации: визуально (зрительную), аудиоинформацию (звуковую), тактильную, обонятельную, а также комбинированные формы, например аудиовизуальную.

По форме представления различают знаковую информацию, имеющую в определенной степени абстрактную форму, и аналоговую, образную. Знаковая информация выражается в цифровой, буквенной и кодированной форме.

Используемая в управлении информация по источникам может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю.

Следующей классификацией является классификация информации по видам источников.Выделим три источника, из которых информация может поступать к лицу, принимающего решение либо в решающую систему.

Первым является исследовательская деятельностьи в более широком смысле деятельность, основная на активном поиске информации, как во внешней среде, так и в среде, сохраняющей полученный опыт, например в долговременной памяти компьютеризованной информационной системы.

Вторым источником информации является канал обратной связи,по которому поступает информация о результатах предшествующих решений. В этом случае человек или орган, принимающий решение, не выполняя специальных исследовательских или поисковых операций, получает информацию при совместной реализации управленческого и производственного процессов. Например, он узнает, выполнен квартальный план работ. Эта информация может влиять на ого дальнейшие решения.

Определение третьего источника информации требует некоторых дополнительных пояснений. Достаточно часто решение, принятое в интервале времени [t1, t2], влияет на будущее решение, принимаемое в интервале времени [t1,t2].

При этом нужно помнить не только о непосредственном результате принимаемого решения, но и о том, что реализация этого решения может быть исходной точкой, для принятия последовательных решений сходного типа. Иначе говоря, нужно помнить, что, когда мы в будущем будем принимать те или иные решения, мы можем попасть непосредственно в результате принятия некоего решения как в лучшую, так и в худшую ситуацию в зависимости от того, какими были ранее принятые решения. Может случиться так, что принося определенные преимущества в настоящий момент, в дальнейшем данное решение приведет к безвыходной ситуации.

Ситуации этого типа имеют динамичный характер, поскольку информация о будущих, отдаленных последствиях принимаемого решения оказывает большое влияние на процесс выбора. Будем называть такую информацию информацией предвидения.

В то время, как рассмотренная ранее информация о результатах предшествующих решений, поступая по каналу обратной связи, влияет на будущее поведение человека, принимающего решение, информация предвидения, базируясь на представлении человека о будущем, влияет на его нынешние решения.

Иными словами, в последнем случае ситуация в данный момент определяется тем, что ожидается в будущем. Информация предвидения играет принципиальную роль в процессе принятия многоступенчатых решений.

Информация, поступающая как из внешней среды, так и из долговременной памяти или тому подобных источников, изменяет ситуацию.

Во-первых, эта информация может изменять предметное представление о ситуации.

Во-вторых, новые данные изменяют субъективную вероятность подтверждения гипотез о положении дел.

В-третьих, данные, полученные в процессе решения, могут изменять полезность, приписываемую их результатам. Например, обнаружение в процессе и в результате строительства факта неблагоприятных геологических условий может привести к переоценке привлекательности данного проекта.

Информационно – управляющие системы

Информационная система социально-экономического объекта — это совокупность средств, методов и исполнителей, обеспечивающих необходимой и достаточной информацией реализацию всех мероприятий процесса управления [4, с. 112].

В информационной системе самое главное — аккуратная, творческая деятельность исполнителей на высоком профессиональном уровне.

Именно в процессе этой деятельности и реализуются возможности специализированных средств и методов получения, хранения, преобразования и использования информации.

Основными составляющими информационной системы являются [4, с. 112]:

- контингент высококвалифицированных работников, к которому необходимо отнести инженерно-технический и обслуживающий персонал, руководителей и менеджеров всех без исключения звеньев и уровней управления;

- информационные ресурсы — информация, которая используется в управленческой деятельности. Особое место занимает информация, которая применяется для работы средств вычислительной техники (математическое обеспечение, алгоритмические языки, машинные программы и т. д.);

- материальные ресурсы (носители информации, технические сбора, средства хранения, передачи, обработки информации;

- каналы циркулирования информации.

Информационные системы всегда являются человеко-машинными

системами, поэтому могут быть охарактеризованы такими традиционными показателями, как объемы основных массивов информации, пропускная способность каналов, способность хранения информации, быстродействие, надежность [4, с. 112].

Взаимосвязь элементов информационной системы представлена на рис.1.

Роль средств вычислительной техники в обработке информации сводится к тому, чтобы учесть, возможно, большее количество факторов, связей и по формализованным признакам выдать некоторое предложение. Современные информационные системы представляют собой совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию комплекса операций процесса управления.

Окончательный выбор решения, как и вообще приоритет в этих системах, всегда принадлежит человеку.

Роль средств вычислительной техники в сборе и обработке деформации возрастает в связи с:

-усложнением характера связей между предметами, и явлениями объективного мира;

-усилением вероятностного характера связей;

-возрастанием дефицита общественных ресурсов и особенно времени;

-возрастанием масштабов возможных последствий от неправильно принятых решений;

-усилением необходимости повышения эффективности поиска оптимального решения.

Рис. 1 Взаимосвязь элементов информационной системы.

Как и всякая человеко-машинная система, информационная система синтезирует качества и машины, и человека, причем человек может выступать и как самый надежный, и как самый ненадежный элемент этой системы [5, с. 159] .

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту