Рис.5. Схема подчинения децентрализованных контроллеров
ГК - главный контроллер;
РП - руководитель подразделения.
Как видно из приведенной схемы, субконтроллеры могут подчиняться полностью или частично как главному (центральному) контроллеру, так и руководителям соответствующих подразделений. Обращаю внимание, что при этом варианты с полной централизацией (первый), равно как и с полной децентрализацией контроллеров (четвертый) будут уступать в эффективности координирующей деятельности контроллинга. Так, в первом случае (полная централизация) возможны следующие негативные последствия:
- плохие взаимоотношения между контроллерами и функциональными подразделениями, отсутствие у последних желания кооперации действий с контроллингом;
- концентрация службы контроллинга преимущественно на собственных интересах в ущерб общей координации целедостижения всего предприятия.
В последнем же варианте проявляются противоположные недостатки организации:
- отрыв от центральной структуры контроллинга может привести к тому, что в рамках предприятия не будет обеспечено единообразие применяемых инструментов контроллинга, что особенно опасно для крупных предприятий с большим числом различных производственных сегментов;
- координация планирования и контроля осложнится из-за слабой коммуникации между контроллерами.
"Довольно часто на крупных предприятиях жесткая штабно-линейная организация нецелесообразна, так как отдельные задачи (к примеру, планирование нового продукта) затрагивают все функциональные сферы предприятия и их выполнение может координироваться только подразделением, определенным как главное". Для того чтобы в таких случаях не привлекать постоянно высшее руководство предприятия в качестве балансирующего элемента следует создавать проектные группы, формируя их из представителей различных сфер деятельности предприятия, но с учетом объединяющий их общей цели, т.е. активно использовать проектный тип организации управления. При такой комбинации распределения задач с ориентацией на объекты контроллинг будет институциализироваться в матричной организации (см. рис.6). Поскольку проектное управление набирает популярность не только в мире, но и в Беларуси, роль контроллинга проектов будет постоянно расти.
Контроллинг |
Маркетинг |
Снабжение |
Производство | |||||
Продуктовая группа "А" | ||||||||
Продуктовая группа "Б" | ||||||||
Продуктовая группа "В" | ||||||||
. |
. |
. |
. |
Рис.6. Матричная организация контроллинга
Следующим этапом в алгоритме институциализации контроллинга является определение структуры и состава специализированной службы контроллинга на предприятии.
При постановке контроллинга соответствующая служба может изначально состоять из 3-4 человек, выполняющих определенные должностные обязанности. Российский опыт внедрения контроллинга свидетельствует, что рациональным является следующий состав службы контроллинга:
- начальник службы контроллинга;
- производственный контроллер (контроллер-технолог);
- контроллер-аналитик;
- контроллер информационных систем.
В обобщенном виде схема отдела контроллинга представлена на рисунке 7.
главный контроллер | |||||
Производственный контроллер |
контроллер-аналитик |
Контроллер информационных систем | |||
Функциональные обязанности | |||||
- сбор аналитической информации по специально разработанным формам по центрам финансовой ответственности; - обработка и анализ полученных данных, разработка нормативов затрат по центрам ответственности; - расчет аналитических показателей работы центров ответственности и в целом предприятия; прогнозирование выручки, затрат и прибыли с помощью методик контроллинга; - анализ отклонений фактических данных от плановых, выявление причин отклонений и выработка корректирующих мероприятий; составление аналитических отчетов для финансового директора (зам. генерального директора по экономике); - экспертиза управленческих решений курируемых производственных (и иных) подразделений с точки зрения управления затратами. |
- разработка моделей движения информационных потоков из других подсистем в подсистему контроллинга; - контроль за сбором и анализом фактической учетной информации в службе контроллинга; - разработка предложений и рекомендаций по оптимизации учетного процесса в бухгалтерии с позиции аналитической службы, повышение оперативности сбора и предоставления информации; - проведение расчетов и экономических обоснований различных управленческих решений, выработка соответствующей аналитической методологии. |
- оценка целесообразности автоматизации контроллинговой работы на отдельных этапах; - расчетное обоснование затрат на автоматизацию контроллинговой работы; - разработка форм для автоматизированного сбора информации; оптимизация документооборота на предприятии; - координация работы IT-отдела в области автоматизации контроллинговой работы; - оценка качества функционирования систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработка предложений по улучшению работы этих систем. | |||