В заключение приведем фрагмент из: «У одного из руководителей компании Sun Microsystems спросили, как их компания взаимодействует с корпорацией Intel — конкурирует или сотрудничает. Он ответил, что Sun является поставщиком и одновременно покупателем для Intel, конкурентом и партнером, соперником и коллегой. Вот пример того, как в новой экономике полностью меняются привычные понятия конкуренции и сотрудничества. И это лишь один из примеров. Нас ждут еще гораздо более удивительные «эйнштейновские» перемены».
Инновационно-технологическая мощь инновационной фирмы (ИФ). В весьма подробно анализируется понятие патентной активности ИФ и патентной силы как определяющих критериев для оценки состояния R&D фирмы и ее инновационно-технологической мощи. Отмечается, что сегодня число патентов может служить лишь отправной точкой для подобной оценки. Часто излишняя активность в области получения патентов может указывать на выбор оборонительной стратегии, на стремление во что бы то ни стало утвердить юридическое право компании на владение той или иной технологией и в малой степени свидетельствовать об истинной инновационно-технологической мощи. Отмечается, что в серьезном анализе инновационной сферы количественные показатели должны уступить место качественным. В частности, специалисты CHI Research предлагают использовать рейтинговую систему показателей для оценки индекса инновационно-технологической мощи компаний, в которые (помимо числа патентов и хорошо известного и давно применяемого индекса цитируемости) включена и такая характеристика, как абсорбционная способность.
Как отмечается далее в, способность отдельного разработчика и производителя инноваций влиять на ход разработок в других фирмах (определяемая их патентной силой — индексом цитируемости) — только половина пути к успеху. Для получения высокого инновационно-технологического рейтинга фирма не должна замыкаться в себе, а аккумулировать чужие идеи и технологии. Только « .фирма, обладающая значительной абсорбционной способностью, оказывается на гребне последних веяний в области технологий и стандартов, что позволяет ей быстро реализовать их в собственных продуктах». Специалисты CHI предлагают использовать для оценки абсорбционной способности показатель частоты цитирования научных статей в оформляемых патентах. Чем больше ссылок на научные статьи в оформляемом патенте, тем выше его абсорбционная способность. При ее оценке следует обращать внимание на состав авторов публикаций научных работ. Установлено, что компании, сотрудники которых регулярно выступают в соавторстве с представителями других фирм или университетов, демонстрируют наивысшую абсорбционную способность, что, в частности, и содействует росту их инновационно-технологического рейтинга (Cisco, Lucent, Microsoft, Nortel, Sun). Приводится замечание А. Кришны, руководителя фонда исследований IBM: «Нашей лаборатории нужны сотрудники, способные учитывать общие тенденции развития технологий и рынка, а не замыкающиеся в собственной деятельности». На наш взгляд, сегодня уже имеется немало свидетельств тому, что в новой экономике инноваторам-одиночкам станет все более неуютно, а профессиональная научная кооперация, так же, как и бизнес-кооперация в инновационной сфере НИЭ, явится доминантой их успешного развития. Это явление представляет собой еще одну иллюстрацию, подтверждающую наличие в современном развитии отмеченной выше устойчивой тенденции: курс на интеграцию процессов и все усиливающаяся открытость экономики и бизнеса.
Интеграция готовых продуктов вместо разработок. Эта тенденция тесно связана с рассмотренной выше «абсорбционной способностью» инноваций. В инновационной сфере многие фирмы предпочитают не изобретать «с нуля» инновационный продукт, а использовать уже готовые «строительные блоки» для его создания. Использование подобной методологии содействует организации небольших фирм венчурного типа, способных очень быстро выпускать на рынок готовые продукты. Ф. Нэрин, президент консалтинговой компании СВ1 Research, утверждает: «Сегодня молодая фирма может получить кредит размером $100 млн. или привлечь аналогичную сумму за счет первичного размещения акций на фондовой бирже. В области перспективных исследований возник рынок капитала, за который практически не надо платить». Укажем, что явление возникновения большого числа венчурных инновационных фирм, рост доступности рынка капитала для венчурного бизнеса, а также расширение возможностей по успешному созданию инновационных коммерческих продуктов уже сами по себе представляют собой весьма примечательные процессы.
Отметим, что интеграционный подход требует от сотрудников ее исследовательских подразделений совершенно иных навыков, нежели генерация новых идей и их реализация в законченных продуктах. Вчерашние разработчики должны превратиться в интеграторов. Отметим, что деятельность по объединению разных технологий по своей важности и сложности ничуть не уступает ведению оригинальных разработок, а глубокое изучение новых технологий с целью их интеграции, во-первых, способно обогатить ценнейшими знаниями; во-вторых, интеграционный подход содействует сокращению сроков изготовления инновационного продукта.
Заметим, что замена разработок полностью оригинальных R&D-пpoдуктов интеграцией различных готовых компонентов чрезвычайно распространена, например, для такого крупнейшего сегмента инновационной сферы, как программная индустрия (так называемое компонентное проектирование или программирование).
Вертикальная интеграция. Этим процессом мы обозначаем отмечаемое многими специалистами усиление тенденции установления тесной кооперации между R&D-отделами и потенциальными заказчиками-потребителями результатов инновационных разработок на самых ранних этапах инновационного процесса. «В современной R&D-cфeре движущей силой является потребитель. Теперь уже никто не рискнет взяться за создание и производство какого-то продукта (как отмечает Д. Массулам, генеральный менеджер Telcordia Technologies), основываясь исключительно на собственных ожиданиях большого спроса. В нашей компании налажена надежная обратная связь с заказчиками, и мы начинаем исследования в новом направлении только с учетом их запросов».
Усиление роли аутсорсинга. Еще одной характерной особенностью развития инносферы в последние годы стала тенденция к освобождению инновационной фирмы от непрофильной деятельности.
Группа ветеранов Кремниевой долины создала компанию, исключительной целью которой является R&D-процесc, ориентированный на решение тех или иных специфических задач. Маркетинг же новых решений будет передаваться другим фирмам, а после завершения очередной задачи эта Я&В-фирма может сразу же, не теряя времени, переключиться на реализацию следующего R&D-проектa. Новая компания, названная Packet Design (PD), ориентирована на решение прикладных задач из весьма специфичной области IP-технологий отрасли телекоммуникаций. Для реализации технических проектов PD намерена создавать независимо финансируемое предприятие, которое на основе имеющихся технологий начнет разрабатывать конкретные продукты и продавать лицензии производителям. PD и ее акционеры, как предполагается, будут получать определенный процент от прибыли с каждого проекта. Таким образом, сотрудники PD получат возможность полностью сосредоточиться на исследованиях и разработках, отстранившись от задач организации маркетинга (отдав эти функции на аутсорсинг). Предпосылкой для использования подобной модели инновационного бизнеса, по мнению учредителя PD Джуди Эстрин, является опасная для научно-технического прогресса ситуация: «Все зациклились на решении задач, которые нужны рынку именно сейчас; заниматься вопросами, не связанными непосредственно с требованиями текущего квартала, весьма затруднительно. Все специалисты связаны жесткими временными рамками, обусловленными стремительным развитием Интернета». Предлагаемая модель бизнеса позволяет PD расширить горизонты времени и заняться решением перспективных стратегических задач. Учитывая высочайший авторитет и богатый опыт учредителей PD ранее ими уже были организованы три процветающие высокотехнологичные фирмы (Bridge Communication, Network Computing Devices, Precept Software), новая компания уже получила $24 млн. от фонда Foundation Capital и от ряда частных инвесторов. Как известно, инвесторы вкладывают деньги лишь в фирмы с опытным и квалифицированным менеджерским персоналом, и, кроме умения заглядывать в будущее, успех компании будет зависеть от эффективности менеджмента.