Введение
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Таким образом, цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность и ее государственная поддержка.
При изучении инновационной деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод сбора данных.
1. Инновационные программы ОАО «Северсталь»
ОАО “Северсталь” начало свою производственную деятельность 24 августа 1955 года и в феврале 1959 года выпуском первого проката стали было завершено строительство интегрированного металлургического комбината, расположенного в Череповце. 24 сентября 1993 года в ходе программы приватизации российских предприятий, ОАО “Северсталь” была зарегистрирована как открытое акционерное общество и приватизирована. А. А. Мордашов («Основной акционер») приобрел акции, участвуя в аукционах по приватизации ОАО “Северсталь” и путем прочих покупок, и по состоянию на отчётную дату 82,37% акций ОАО “Северсталь” контролировались им напрямую или опосредованно.
Миссия компании:
"Являться лучшим партнером для всех заинтересованных сторон: создавать конкурентные преимущества для своих потребителей, генерировать растущий и надежный спрос для поставщиков, гарантировать привлекательный доход для акционеров и достойный уровень оплаты труда работникам компании, способствовать раскрытию творческого потенциала работников"
ОАО «Северсталь» стремиться быть лидером мировой металлургии и привлекательным местом работы.
Отраслевая принадлежность организации, в соответствии с ОКВЭД:
45.21.1 – Производство общестроительных работ по возведению зданий.
29.24.9 – Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки.
27.17 – Производство холоднокатаного плоского проката без защитных покрытий и с защитными покрытиями.
27.32 - Производство холоднокатаных узких полос и лент.
51.52.21 – Оптовая торговля черными металлами в первичных формах.
Группа состоит из следующих сегментов:
• Горнодобывающий сегмент – включает золотодобывающее предприятие, расположенное в Казахстане, и производство в России, включая: предприятия, занимающиеся добычей коксующихся углей, расположенные в двух регионах, одно предприятие по производству железорудного концентрата, одно предприятие по производству железорудных окатышей и два золотодобывающих предприятия, расположенные в двух регионах, кроме того - мощности по обогащению угля и другие вспомогательные предприятия.
• Российская Сталь – в сегмент входит интегрированный металлургический комбинат, расположенный в России, связанные с ним вспомогательные предприятия по реализации продукции на российском и зарубежном рынках и сервисные предприятия.
• Луккини – сегмент производит специализированные и высококачественные стали и специализированный и высококачественный сортовой прокат. Производство расположено в Западной Европе, главным образом в Италии и Франции. В сегмент также входят сбытовые компании, расположенные в основном в Западной Европе.
• Северсталь Северная Америка –сегмент включает интегрированный металлургический комбинат, расположенный в США, а также доли участия в совместно контролируемых и неконтролируемых предприятиях по оцинкованию и резке стали и производству коксующегося угля, также расположенные в США.
• Ижорский трубный завод (далее – «ИТЗ») – сегмент включает завод по производству труб большого диаметра, расположенный в России, до 2007 г. отчетность сегмента была включена в отчетность сегмента Российская Сталь.
• Метизный сегмент – в сегмент входит волочильное производство, в том числе три предприятия в России, два предприятия в Украине и одно предприятие в Великобритании, использующие в качестве сырья сортовой прокат (главным образом, катанку), произведенный в сегментах Российская Сталь и Луккини, и изготовляют продукцию с более высокой добавленной стоимостью для российского и зарубежного рынков.
На данный момент предприятие развивает несколько инновационных проектов. Рассмотрим подробнее данные проекты и проанализируем степень участия в них государственного сектора.
Производство. Производство и сбыт металлопрокатной продукции является преобладающей и имеющей приоритетное значение хозяйственной деятельностью. Поэтому основные инвестиции стекают в эту область деятельности предприятия. Основной проект здесь - коксохимическое производство и доменный цех. Помимо этого, в бизнес-плане выделены две программы - это программа энергосбережения и программа ввода автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии. Задача компании - приблизиться по уровню потребления энергетических ресурсов на тонну жидкой стали к лучшим мировым производителям. Снижение затрат станет одной из первоочередных целей.