Существуют следующие способы преодоления сопротивления инновациям:
1. обстоятельное информирование персонала о необходимости инноваций, убеждение в потребностях перемен, в обновлении условий деятельности, в повышении произ¬водительности и эффективности; при необходимости проведение образовательных семинаров, курсов специальной подготовки для освоения персоналом новых усло¬вий работы (при замене техники, оборудования, изменении технологии и пр);
2. привлечение работников к обсуждению проектов, анализу и выбору вариантов про¬екта, к разработке управленческих решений;
3. облегчение процессов вхождения в новые условия работы, поддержка инициативы освоения новшеств, дифференцированный подход к персоналу в переходный период;
4. делегирование полномочий на введение инноваций лицам,
не верящим в их эффективность;
5. мотивирование и стимулирование инноваций, без которых они вряд ли станут реальностью;
6. поэтапность инновационных преобразований, дающая возможность постепенного привыкания к новым условиям работы, адаптации, разработка гибких инновационных планов;
7. организационная требовательность и контроль, без которых, вероятно, невозможно обойтись при любых инновационных мероприятиях. Вопрос заключается лишь в мере принуждения и сочетании его с мерами мотивации и учета реальных условий ин¬новационных преобразований. [8, стр.116]
Инновации могут быть организационного, социального, экономического характера, могут быть в области технического оснащения деятельности и в области как технологии производственной, так и информационных технологий.
Инновационный потенциал менеджмента - это не только склонность персонала и менеджера к инновациям, дух поиска и творчества, это и наличие необходимых для проведения инноваций ресурсов - инновационный фонд, который может быть предназначен для оплаты консультационных и экспертных услуг, закупки необхо¬димого оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирования персо¬нала в процессах инновационных преобразований.
Иногда понятие инноваций связывают исключительно с научно-техническим прогрессом или усовершенствованием технологии. Но инновации отражают скорее экономические и социальные процессы, нежели научно-технические. Инновации - это изменения, происходящие в экономической и социальной среде, изменения, происходящие в поведении людей как производителей и потребителей. Инновации - это создание нового потенциала действий, а не новых знаний или продукта.
Способность фирмы к инновациям зависит от менеджмента. Инновационная фирма - это фирма, которая организована так, что изменения в ней становятся нормой.
Общими характеристиками для инновационной фирмы являются следующие:
1. убеждение в рациональности инноваций и понимание того, что это такое;
2. инновационное поведение не эпизодического характера, а в виде динамики непрерывности;
3. разработка инновационной стратегии и ее осуществление;
4. наличие механизмов инновационного менеджмента - показатели, критерии оценок, мотивирование творчества;
5. методология и организация менеджмента отличаются от традиционных. [7, стр.96]
Инновация - это не технология, это новая ценность. В этом особенность инновационного менеджмента, что он ориентирован на создание новой ценности, на динамику развития. Можно в управлении следовать принципу "Больше и лучше". Это хороший принцип управления и хорошая стратегия. Она не исключает внимания к качеству, она предполагает изучение рынка, требует совершенствования продукта.
Но стратегическим девизом и принципом управления может быть другой - "Новое и иное". Это принцип инновационного менеджмента, это принцип систематической ликвидации старого, принцип переключения ресурсов на решение новых задач. Если я хочу получить новое и иное, я должен систематически ликвидировать старое.
При этом может показаться, что инновационный менеджмент - это экстремистское управление, управление, построенное на ликвидации. Конечно, это не так. Инновации - это не абсолютное отрицание и уничтожение, это построение принципиально нового, там, где это возможно, а новое, если вы его сумеете построить, само ликвидирует старое. Инновации - это не разрушение, это поведение, ориентированное на поиск нового, реализацию пусть даже малых возможностей его достижения. Инновационный менеджмент - это философия современного управления.
Инновационный потенциал менеджмента характеризует способность и стремление к достижению нового, настойчивость и силу в поиске новых решений, готовность к риску и тщательный расчет вариантов.
Инновация - нелинейный процесс. Она не проявляется в последовательном движении от одного успеха к другому. Она предполагает длительные этапы поиска и созревания идей.
Классификация по характеру направленности: 1) продуктовые и 2) процессные. Процессные инновации бывают технологические и управленческие. Управленческие иногда разделяют на структурные и социальные.
Продуктовые инновации - новые продукты и услуги, реализуемые на предприятии впервые. Технологические инновации – запланированные изменения в процессе комбинирования факторов производства. Структурные инновации – изменение в распределении задач между исполнителями и в соотношениях соподчиненности. Социальные инновации – изменения, касающиеся приема и увольнения сотрудников, правил продвижения по службе, изменения системы стимулирования и т.д.
Классификация по составу:
1) по типу новшества:
а) материально-технические: научные, технические, технологические, промышленные материалы,
б) социальные: экономические, управленческие, правовые, педагогические;
2) по степени радикальности:
а) радикальные (базисные, альтернативные) – инновации, которые радикально изменяют существующее направление деятельности или формирующие новое направление,
б) модифицирующие – изменения в рамках совершенствования и развития базисных инноваций,
в) развивающие инновации;
3) по стимулу проявления:
а) инновация, вызванная развитием науки и техники,
б) инновации, вызванные потребностями производства,
в) инновации, вызванные потребностями рынка. [15, стр.125]
1.3. Принципы реализации инновационного потенциала
Можно сформулировать следующие принципы в реализации инновационного потенциала менеджмента.
1. Инновационное предвидение. Внимание менеджера постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности и перспективности. Эта позиция не только
пронизывает деятельность менеджера, но и господствует в деятельности всего персонала управления" определяет социально-психологическую атмосферу работы.