Таблица 2 Коммуникативные типы собеседников
Открытый тип |
Закрытый тип |
1) Позиция: «Самое интересное - мой партнер, собеседник» 2) Поведение: «Не господствовать, не мешать подлинному взаимодействию» 3) Стратегия: равноправие, сотрудничество 4)Планируемый результат: узнать и понять другого |
1) Позиция: «Самое интересное – я», «я – сам» 2) Поведение: «Право на речь - это право на власть. Я командую в разговоре - он подчиняется» 3) Стратегия: доминирование, иерархия 4) Планируемый результат: показать себя, высказаться самому |
Таблица 3 Стадии, темы и ожидания интервьюера
Стадии |
Темы |
Ожидания интервьюера |
Первое впечатление |
Представление и приветствие. Небольшая беседа с целью установления контакта (о погоде, о том как добрался кандидат до организации, о транспорте и т.д.) |
Твердое пожатие руки, контакт глазами. Подходящую внешность, одежду для бизнеса. Легкость в общении. Хорошие манеры, уравновешенность. |
Изучение данных |
Образование. Причина выбора учебных заведений. Легко ли дается Вам учеба. Специальные области интересов. Курсы, которые нравились больше всего и меньше всего. Достижения. Цена образования в рамках карьеры. Данные об успеваемости в институте. Рабочий стаж. Послужной список (основные виды работ). Почему брал на себя обязательства. Уровень ответственности. Обязанности, которые нравились больше всего и меньше всего. Наблюдательность. Отношения с другими людьми. Активность и интересы. Личный интерес – хобби, культурные мероприятия, спорт. |
Интеллектуальные способности. Широта интересов. Желание работать усердно. Соотношение между способностью и достижениями. Разумное использование ресурсов (времени, энергии, денег). Энтузиазм. Способность ладить с другими людьми. Серьезность цели. Позитивное отношение: «могу сделать». Знание окружающего мира. Разнообразие интересов. |
Цели карьеры |
Вид желаемой работы. Сиюминутные цели. Цели на перспективу. Интерес к этой компании. Учитываемые другие компании. Желание дальнейшего образования, обучения. Географические предпочтения, ограничения. Отношение к перемене мест. Факторы здоровья. |
Готовность к началу работы. Знание возможностей и альтернатив. Серьезность цели: ориентация на карьеру, а не на работу. Знание организации. Реальный интерес к организации. Рабочий интерес и талант. Шанс организации взять Вас на работу и удержать. |
Компания |
Возможности компании, текущие и будущие проекты. Основные структурные подразделения. Подготовительные программы, льготы на образование и другие льготы. |
Вопросы знающего, осведомленного человека. Индикаторы интереса в ответах. Уместный, ненавязчивый интерес к зарплате и льготам. |
Заключительная часть |
Дальнейшие шаги, которые Вам следует предпринять (форма заявления, рекомендации). Дальнейшие шаги, которые предпримет организация. Прощание. |
Внимание кандидата на информацию как на знак длительного интереса. |
Таблица 4 Этапы и правила эффективного слушания
Название этапа |
Цель этапа |
Способы поддержки собеседника |
1. Информационный |
Дать собеседнику высказать свою точку зрения |
поддакивание, побуждение, невербальная поддержка |
2. Уяснение |
Убедиться, что вы правильно его поняли |
Выяснение, парафраз, отражение чувств |
3. Завершающий |
Добиться совместного решения |
Оценки, продолжение, резюмирование |
[1] Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. - 2-е изд., исправл. - Мн.: Новое знание, 2001.
[2] Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ. - 2001.
[3] Русский язык и культура речи. Учеб. для студ. Вузов/Под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарики. 2000.-153 с.
[4] Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта.–М.:Центр, 1998 г., с.8. [5] Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998 г. С. 119 -121. [6] Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998 г.С. 120-23.