При большом числе оцениваемых факторов их «различимость», с точки зрения эксперта, уменьшается. Поэтому число факторов не должно быть более 20, а наибольшая надежность процедуры ранжирования обеспечивается при n<10.
Известно, что одним из недостатков анкетных методов является значительная субъективность экспертной оценки, поэтому для повышения степени ее объективности обычно проводят анкетирование нескольких экспертов. В случае, если ранжирование производится несколькими экспертами, то наивысший ранг присваивается фактор), получившему наименьшую сумму рангов, и наоборот, фактор, собравший наибольшую сумму рангов, получает самый низкий ранг N. Для формализации этой процедуры удобно воспользоваться относительными весами факторов, которые можно вычислить путем следующей обработки анкет.
Результаты опроса m экспертов относительно n факторов сводятся в матрицу размерности , которая называется матрицей опроса.
Здесь Aij - ранг j-ro фактора, данный i-м экспертом. При обработке матриц опроса переходят к преобразованным рангам по формуле:
При этом матрица опроса преобразуется в матрицу преобразованных рангов для каждого столбца которой определяется сумма:
По данным таблицы определяется относительный вес каждого фактора по всем экспертам:
,
где . [3, с. 89-92].
Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей задачи.
Экспертам предложено проранжировать предложенные мероприятия и расставить их ранг от 1 до 12. Матрица опроса приведена в таблице 3.
Таблица 3
Матрица опроса
№ п/п |
Факторы |
Эксперты |
Сумма Rj | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1. |
Повышение эффективности использования оборудования |
9 |
4 |
6 |
6 |
25 |
2. |
Использование новых технологий |
6 |
7 |
7 |
1 |
21 |
3. |
Повышение производительности труда |
2 |
1 |
1 |
5 |
9 |
4. |
Привлечение высококвалифицированных специалистов |
3 |
8 |
9 |
9 |
29 |
5. |
Повышение квалификации персонала |
3 |
9 |
3 |
10 |
25 |
6. |
Внедрение мероприятий по стимулированию труда |
4 |
3 |
6 |
9 |
22 |
7. |
Снижение издержек производства |
1 |
4 |
3 |
2 |
10 |
8. |
Оптимизация оборотных средств |
4 |
5 |
6 |
4 |
19 |
9. |
Привлечение инвестиций |
2 |
2 |
4 |
3 |
11 |
10. |
Разработка рекламной кампании |
7 |
10 |
5 |
7 |
29 |
11. |
Формирование ассортиментной политики |
5 |
6 |
2 |
5 |
18 |
12. |
Заключение долгосрочных договоров с поставщиками |
8 |
11 |
8 |
8 |
35 |
Полученная согласно приведенным выше формулам матрица преобразованных рангов приведена в таблица 4. Найдем суммарный вес каждого фактора (по всем экспертам) Rj, после чего вычислим относительный вес факторов и запишем их в последнем столбце этой же таблицы 4.
Таким образом, самый большой относительный вес имеют следующие факторы:
3 фактор – повышение производительности труда;
7 фактор – снижение издержек производства;
9 фактор- привлечение инвестиций.
Таблица 4
Матрица преобразованных рангов
№ п/п |
Факторы |
Эксперты |
Сумма Rj |
Wj |
Ранг | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
1. |
Повышение эффективности использования оборудования |
2 |
7 |
5 |
5 |
19 |
0,069 |
8 |
2. |
Использование новых технологий |
5 |
4 |
4 |
10 |
23 |
0,084 |
6 |
3. |
Повышение производительности труда |
9 |
10 |
10 |
6 |
35 |
0,127 |
1 |
4. |
Привлечение высококвалифицированных специалистов |
8 |
3 |
2 |
2 |
15 |
0,055 |
9 |
5. |
Повышение квалификации персонала |
8 |
2 |
8 |
1 |
19 |
0,069 |
8 |
6. |
Внедрение мероприятий по стимулированию труда |
7 |
8 |
5 |
2 |
22 |
0,080 |
7 |
7. |
Снижение издержек производства |
10 |
7 |
8 |
9 |
34 |
0,124 |
2 |
8. |
Оптимизация оборотных средств |
7 |
6 |
5 |
7 |
25 |
0,091 |
5 |
9. |
Привлечение инвестиций |
9 |
9 |
7 |
8 |
33 |
0,120 |
3 |
10. |
Разработка рекламной кампании |
4 |
1 |
6 |
4 |
15 |
0,055 |
9 |
11. |
Формирование ассортиментной политики |
6 |
5 |
9 |
6 |
26 |
0,095 |
4 |
12. |
Заключение долгосрочных договоров с поставщиками |
3 |
0 |
3 |
3 |
9 |
0,033 |
10 |
ИТОГО |
- |
- |
- |
- |
275 |
1,0 |
- |