Для нас, будущих менеджеров и управленцев компаний, проведение исследования на серьезном предприятии – задание интересное и, несомненно, полезное. Выдается уникальный шанс вживую увидеть, как на самом деле происходят, например, управление персоналом, внутрикорпоративные коммуникации, формирование отношений между начальником и подчиненными и т.д. Многие темы показались нам интересными для исследования, к тому же и руководитель, и сотрудники фирмы «Арт-Авто» (автомобильного сервиза, где мы собираемся проводить наши наблюдения) с удовольствием согласились оказать помощь в любом вопросе. Однако наибольшее внимание хотелось бы сконцентрировать на актуальной в наши дни теме мотивации персонала, очень важном понятии в подходе к организационному поведению.
Каждый успешный руководитель знает, что при управлении человеческими ресурсами необходимо учитывать множество деталей для получения максимального конечного результата. Для определения политики трудовой мотивации нужно хорошо знать людей, работающих на предприятии, их желания, стремления, цели, которые отнюдь не одинаковы в зависимости от пола, возраста, семейного положения и т.д.
Фирма «Арт-Авто», где мы собираемся проводить наши исследования, достаточно молодая, и масштаб ее деятельности сравнительно небольшой. Мы предположили, что предприятие пока не может похвастаться самым современным оборудованием и высококвалифицированными работниками, и в действительности это подтвердилось. Помимо опытных специалистов на фирме работают и совсем молодые, еще не получившие высшего образования люди. Именно это и вызвало у нас интерес провести исследование по теме «Изучение зависимости мотивации от различных формальных факторов на примере конкретной фирмы», дабы проследить, как происходит кадровое планирование, а особенно как определяется политика мотивации персонала на данном предприятии. Вместе с этим мы также решили проследить, как действия руководителя сказываются на отдельных сотрудниках и на работе фирмы в целом, и, возможно, проанализировав существующие проблемы, дать определенные рекомендации управляющему.
Итак, наша цель на данном предприятии – изучить мотивационную политику в зависимости от различных формальных факторов (уровня образования, возраста и т.д.).
Значит, первой нашей задачей является исследование кадрового состава фирмы, а также корпоративной культуры организации. Нам важно узнать, какие люди работают на предприятии (распределяя их в первую очередь по возрасту, полу, а также уровню образования), какие цели они преследуют в процессе своей трудовой деятельности. Кроме того, немаловажно увидеть, какая атмосфера царит в трудовом коллективе фирмы «Арт-Авто», как строятся внутрикорпоративные коммуникации, возможно, уследить существование неформальных образований и их духовных лидеров, а главное – проследить, насколько сильно руководство влияет на отношения в коллективе. Это также сказывается на эффективности мотивации и, в конечном счете, на успехе самой компании.
Далее нам следует изучить отношения, существующие между руководителем и рабочим коллективом. Это, мы считаем, также немаловажно при определении проблем, связанных с эффективностью трудовой мотивации. В связи с этим нам нужно исследовать кадровую политику руководителя, этику отношений «начальник-подчиненный», существующие трудности при коммуникации управляющего и персонала компании в зависимости опять же от различных формальных факторов.
Теперь самая главная задача – исследование политики мотивирования персонала. Как руководитель, в зависимости от, например, возраста подчиненного, старается вызвать у него интерес к выполняемой работе, как поощряет за профессиональные достижения, какие методы наказаний применяет в случае невыполнения задания или несоблюдения правил, принятых на предприятии? Существует ли какая-либо особая форма награждения для отличившихся работников (например, предоставление отдыха в санатории, ценные призы)? Достойные ли условия работы созданы на фирме, соблюдены ли правила безопасности? Как происходит продвижение по карьерной лестнице? А есть ли у работников предприятия какие-нибудь особые привилегии и возможности? И, наконец, какие плоды приносит деятельность руководителя в плане мотивации персонала – насколько трудящиеся удовлетворены действиями начальника, своей работой?
Итак, наши задачи:
Ø анализ кадрового состава фирмы;
Ø изучение отношений в рабочем коллективе;
Ø наблюдение существующих неформальных групп;
Ø исследование отношений «начальник-подчиненный»;
Ø изучение политики мотивирования персонала;
Ø рассмотрение результатов деятельности руководителя в плане мотивации трудящихся
В ходе нашего исследования мы намерены получить ответы на все вышеуказанные вопросы, достичь все поставленные цели, изучить все необходимые аспекты. Нам важно посмотреть на все как со стороны руководителя, так и персонала, а также сформировать свое как можно более объективное мнение о текущей ситуации на фирме «Арт-Авто», проанализировать существующие проблемы, связанные с эффективностью мотивации, и, по возможности, дать некоторые советы и рекомендации управляющему предприятием.
Первый источник, который мы бы хотели использовать в ходе нашего исследования, – это учебник Фреда Лютенса «Организационное поведение». Из него мы уже почерпнули основные знания по многим нашим вопросам, например, оказалась полезной тема «Развитие личности и социализация», где рассматриваются стадии развития человека, его карьеры, а также – зависимость между удовлетворенностью трудом и возрастом, что очень важно для нашей работы.
Безусловно главной темой, которую мы изучили на основе данного учебника, является мотивация. Из двух глав, посвященных этому вопросу, мы почерпнули знания об основных мотивах человека, потребностях, а также рассмотрели некоторые теории, относящиеся к этой теме. В дальнейшем эта информация поможет нам при анализе явлений, замеченных в ходе исследования.
Конечно, информативной оказалась глава, посвященная неформальным и формальным рабочим группам, так как одной из наших задач является вычисление в коллективе наличия таковых. Кроме того, полезной мы нашли информацию, представленную в учебнике, о коммуникациях и межличностных процессах.
Но сейчас хотелось бы еще раз вернуться и более подробно расписать теории мотивации персонала, указанные в этой книге, которыми мы собираемся пользоваться в ходе нашего исследования.
Мы считаем, что очень полезной для нас является двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Перед нами стоит важная задача – изучить политику мотивации персонала на фирме «Арт-Авто». Пользуясь данной теорией, мы сможем расписать присутствующие на предприятии гигиенические факторы и мотиваторы, которые использует руководитель, и в дальнейшем нам будет удобней анализировать полученные результаты.
Также мы собирались использовать процессуальную теорию Портера-Лоулера, так как в своей модели авторы рассматривают три важные переменные – мотивацию, удовлетворенность и исполнительность, представляя сложные взаимосвязи между ними. То есть если теория Герцберга поможет нам разделить мотиваторы и, например, существующие условия работы, то работа Портера и Лоулера будет полезной для нас при анализе уже полученных результатов.