Многочисленные исследования показывают, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем около 20% знаний, НТП обрекает большинство специалистов на отставание по основным направлениям профессиональных знаний[25].
Принцип обеспечения творческой инициативы требует творческого нешаблонного подхода к любому делу. Жизнь столь разнообразна, что никогда не может быть полностью регламентирована нормативными актами. Положения, уставы, инструкции и другие акты направлены прежде всего на формализацию жизнедеятельности, чего и целом и достигают. Однако полностью деятельность человека неформализуема из-за ее сложности. В бюрократическом обществе человек находится во власти «инструкций». Благодаря рассматриваемому принципу член коллектива может быть освобожден от формального подхода к делу. В соответствии сданным принципом руководитель должен создавать в коллективе атмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого принципа раскрывает широкие возможности поиска оригинальных, нетрадиционных решений и аналогичных путей их реализации. Поиск нестандартных решений направлен в первую очередь на повышение эффективности системы. Следовательно, принцип обеспечения творческой инициативы косвенно, опосредованно обусловливает эффективность.
Принцип конкурсного назначения используется руководителем в основном при формировании коллектива, но не только. Текущие перемещения сотрудников целесообразно осуществлять также в соответствии с требованиями данного принципа. А требования эти сводятся к следующему. Во-первых, должен быть выбор альтернативных кандидатур. Во-вторых, для каждого трудового коллектива необходима система квалификационных характеристик. При этом обязательным требованием в решении вопросов назначения является гласность. В соответствии с квалификационными характеристиками должно проводиться систематическое аттестование сотрудников за определенный период. Таким образом, руководителем осуществляется всесторонняя оценка исполнителей[26]. Для объективной оценки личных качеств исполнителей и результатов их деятельности руководителю целесообразно использовать современные методики анализа и оценки, специально разработанные для изучаемой деятельности. Научность выводов может повышаться путем применения в каждой конкретной методике оценки системы психологических тестов соответствующей направленности. На основании результатов тестирования сотрудников руководитель делает выводы, которые кладутся в основу периодической аттестации. По результатам проверки по психологическим тестам формируются резервы кандидатов для работы на различных участках, в том числе резерв на выдвижение.
В. Д. Граждан представляет несколько другую систематизацию принципов социального управления.
1) Принципы принятия управленческих решений:
• принцип непротиворечивости управленческих решений;
• принцип преемственности управленческих решений;
• принцип своевременности управленческих решений;
• принцип цикличности управленческих решений;
• принцип законности и правовой защищенности управленческих решений;
• принцип ресурсной и документационной обеспеченности управленческих решений и т.д.
2) Принципы государственного управления:
• принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на власть политическую и административную (аппаратную);
• принцип разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную[27];
• принцип разделения государственной власти на территориальные уровни (этажи) управления;
• принцип двойного подчинения аппарата политической и административной власти;
• принцип наибольшего благоприятствования и др. 3) Карьерные принципы:
• принцип повышения служебной квалификации;
• принцип «ударной возгонки»;
• принцип «пас в сторону»;
• принцип «отцовского лифта»;
• принцип «руки»;
• принцип «локтей» и пр.
4) Организационные принципы:
• принцип оптимизации управления (совершенствование управляемой и управляющей подсистем);
• принцип разумной управляемости (обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул - центурия, 6 центурий - когорта, 6 когорт - легион; армия Наполеона опиралась на принцип тройки: 3 взвода - рота, 3 роты - батальон, 3 батальона - полк; Советская армия строилась по наполеоновской формуле);
• принцип делегирования полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);
• принцип соответствия (имеет две стороны: с одной - работник должен соответствовать должности, а с другой - получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя)[28];
• принцип автоматического замещения отсутствующего (отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций);
• принцип первого руководителя (контроль над ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса);
• принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника);
• принцип эффективности организационной структуры (она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов);
• принцип единства доверия и проверки («Доверяй, но проверяй»);
• принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку);
• принцип основного звена (не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе)[29].
Таким образом, можно резюмировать, что принципы управления - это теоретический фундамент науки управления, обращенный на практику.
Для любой отрасли знания необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и, зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий.
Естественно, что принципы управления организациями формиpyютcя под воздействием действующего в данное время экономического и хозяйственного устройства и развиваются вместе с развитием социально-экономических систем[30].
[1] Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.73
[2] Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.74
[3] Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.75-76
[4] Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.76-77.
[5] Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование). Стр.120.