Задача
Вы - менеджер планово-финансового отдела многопрофильного открытого акционерного общества "Альфа".
ОАО "Альфа" является юридическим лицом по законодательству Украины, которое действует на основе полного хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и счета в банке.
Предметом деятельности ОАО "Альфа" является: розничная и оптовая торговля товарами широкого потребления, создание и эксплуатация учреждений массового и быстрого питания, магазинов кулинарии, баров и тому подобное; создание станции технического обслуживания и ремонта транспортных средств; транспортное обслуживание юридических и физических лиц, организация и проведение аукционов, выставок, продаж и др.
Расположено предприятие в отдельном двухэтажном доме жилого массива административного района большого города.
В радиусе 500 м расположенный функционирующий колхозный рынок, остановки "Метро", автобусные и трамвайные остановки, а также кинотеатр.
Общая площадь предприятия 3500 кв. м, в том числе торговля - 1200 кв. м. На размещение рабочих мест управленческого персонала выделено почти 800 кв. м. на первом этаже здания.
Работает предприятие с 8 до 20 без перерыва на обед и выходных дней.
На предприятии организованы шесть товарных отделов по реализации: непродовольственных товаров, бакалейных товаров, кондитерских изделий, гастрономии, водочных изделий и рыбных товаров). Кроме этого, на первом этаже предприятия с 10 до 18 работает кафетерий на 50 мест, в котором изготовляется и реализуется продукция собственного производства. На предприятии работает 128 человек, в том числе управленческий персонал - 34 чел.
Общая численность - 128 человек, численность рабочих торгово-оперативного персонала составляет 35 человек, вспомогательного персонала - 59 человек.
На отчетном собрании ОАО "Альфа" было определено, что предприятие имеет существенные недостатки в работе, о чем свидетельствуют такие сведения:
объем производства, и реализации собственной продукции в кафетерии сократился сравнительно с прошлым годом на 50%;
не используется свободная земельная площадь 4000 кв. м. возле предприятия;
нерационально используется арендованный павильон на колхозном рынке, который работает только в одну смену с двумя выходными днями; не осуществляется поиск новых рынков сбыта товаров;
не разработана стратегия развития предприятия;
специалистами аппарата управления не осуществляется должным образом анализ оборачиваемости оборотных средств;
нечетко определены функции и функциональные связи между структурными подразделениями аппарата управления в действующей организационной структуре предприятия;
необоснованно увеличилась численность управленческого персонала, при снижении уровня основных показателей деятельности предприятия.
Есть и другие недостатки: не проводятся систематические выставки-продажи товаров, не предоставляются дополнительные торговые услуги покупателям; не используются по назначению средства, которые планируются для механизации трудоемких процессов, связанных с разгрузкой грузов и перемещением их внутри предприятия и автоматизацией функций управления (что приводит к снижению производительности труда персонала и неоправданного увеличения численности и др.)
Из-за приведенных выше недостатков в работе аппарата управления предприятием объем продажи товаров сравнительно с прошлым годом снизился на 20%, рентабельность снизилась с 5 до 3%, расходы обращения поднялись на 1%; расходы на содержание управленческого персонала увеличились на 5,7%. В связи с этим возникла необходимость проанализировать слабые и сильные стороны деятельности ОАО "Альфа" и разработать конкретные мероприятия по повышению уровня эффективности его работы. Задание:
Руководствуясь приведенной информацией:
Определить сильные и слабые стороны деятельности предприятия.
Определить основные функции структурных подразделений и специалистов аппарата управления и предусмотреть обоснованное сокращение управленческого персонала на 50%.
Разработать мероприятия по повышению уровня эффективности управления предприятием и подготовить и организационно оформить решение относительно утверждения мероприятий в ОАО "Альфа".
Решение
1. Определим сильные и слабые стороны деятельности предприятия.
Сильные стороны деятельности предприятия:
довольно большое предприятие, обладающее большим потенциалом;
имеет довольно большую площадь;
широкий ассортимент товаров и услуг;
удобное расположение предприятия;
удобный график работы предприятия;
наличие собственного кафетерия;
опытное руководство и персонал;
предприятие находится в районе с развитой инфраструктурой.
Слабые стороны:
не используется свободная земельная площадь 4000 кв. м. возле предприятия;
не осуществляется поиск новых рынков сбыта,
не разработана, стратегия развития предприятия;
объем производства и реализации собственной продукции в кафетерии снизился на 50% по сравнению с прошлым годом;
нерационально используется арендованный павильон на колхозном рынке, который работает в одну смену с двумя выходными днями;
необоснованно увеличилась численность управленческого персонала, при снижении уровня основных показателей деятельности предприятия;
не проводятся выставки - ярмарки, презентации товаров;
не предоставляются дополнительные торговые услуги;
отсутствует контроль за расходом выделяемых средств.
2. Определим основные функции структурных подразделений и специалистов аппарата управления и предусмотрим обоснованное сокращение управленческого персонала на 50%.
Основные функции специалистов АУП:
проведение выставок - ярмарок товаров (отдел маркетинга)
автоматизация погрузки - разгрузки транспорта (инженер по вопросам техники)
анализ оборачиваемости оборотных средств (экономист).
Сократим численность управленческого персонала:
Должности |
Количество до сокращения |
Количество после сокращения (17) | |||
I |
Председатель правления |
1 |
1 | ||
2 |
Заместитель председателя правления по вопросам экономики |
1 |
1 | ||
3 |
Менеджер отдела экономики |
1 |
1 | ||
4 |
Заместитель менеджера отдела экономики |
1 |
0 | ||
5 |
Экономист |
5 |
2 | ||
6 |
Заместитель председателя правления по вопросам персонала |
1 |
0 | ||
7 |
Менеджер отдела персонала |
1 |
1 | ||
8 |
Заместитель менеджера отдела персонала |
1 |
0 | ||
9 |
Инженер отдела персонала |
2 |
1 | ||
10 |
Заместитель председателя правления по вопросам маркетинга |
1 |
0 | ||
11 |
Менеджер отдела маркетинга |
1 |
1 | ||
12 |
Заместитель менеджера отдела маркетинга |
1 |
0 | ||
13 |
Маркетолог |
5 |
2 | ||
14 |
Главный бухгалтер |
1 |
1 | ||
15 |
Заместитель главного бухгалтера |
1 |
0 | ||
16 |
Бухгалтер |
5 |
2 | ||
17 |
Инженер по вопросам техники |
1 |
1 | ||
18 |
Оператор ЭВМ 1 |
1 | |||
19 |
Заведующий хозяйства |
1 |
1 | ||
20 |
Архивариус |
1 |
0 | ||
21 |
Секретарь офиса |
1 |
1 | ||
Всего |
34 |
17 | |||