Возможен и другой вариант, когда вы договариваетесь с банком, и ежемесячно начисляемые проценты включаются в сумму основного капитала. И если в первом месяце вам начислили проценты и перевели их на депозитный счет, то за второй месяц оговоренный процент начисляется как с основного капитала, так и с суммы начисленных процентов за первый месяц. Это называется капитализацией доходов.
Точно так же можно поступить и с доходами от предпринимательской деятельности. Заработанные деньги вкладываете в свой бизнес, развивая его как по объему, так и по направлениям. Капитализация доходов — залог быстрого развития фирмы, особенно в начале ее становления.
Это необходимо делать на первом этапе даже за счет возможного ущемления личных интересов и запросов семьи бизнесмена.
Ваше предприятие работает нормально, использованы все возможные средства и есть необходимость не только сохранить завоеванные позиции, но и успешно развиваться. Для этого нужны определенные дополнительные ресурсы. Если едва хватает средств на сохранение достигнутого, то наверняка возникнут проблемы с деньгами для наращивания объемов, закупки новых технологий и соответствующего оборудования, создания иных ресурсов развития. В странах развитых рыночных отношений широко используются три основных способа привлечения средств юридическими лицами: кредиты, прямые и портфельные инвестиции.
Привлечение кредитных средств. Это самый простой и наиболее известный способ получения ресурсов под конкретные инвестиционные проекты. Преимуществами этого способа являются: хорошо отработанная технология оформления соответствующей документации, быстрое получение конкретных денег в виде кредита или кредитной линии, отсутствие влияния на распределение собственности между владельцами предприятия. При этом накладные расходы, необходимые для оформления кредитного договора, весьма незначительны. Они определяются условиями, которые выдвигает банк-кредитор.
Прямые инвестиции. Достигаются путем дополнительной эмиссии акций предприятия либо передачи пакета ранее выпущенных акций инвестору, который вкладывает средства в предприятие. В роли инвесторов могут выступать лица, задачей которых является приумножение доверенных им средств путем вложения в выгодные активы. Это могут быть юридические лица, которые вкладывают собственные или переданные им в доверительное управление средства, паевые инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы, страховые компании.
Портфельные инвестиции. Это направление заключается в предложении инвестору бумаг предприятия-эмитента. Привлечение требуемых финансовых средств осуществляется путем выпуска на необходимую сумму дополнительных эмиссий ценных бумаг, акций или облигаций предприятия и размещения их на фондовых биржах внутри страны и за рубежом. В этом случае может быть много инвесторов и от каждого из них потребуется меньшая сумма, чем в случае прямых инвестиций одним инвестором. При эмиссии акций не нужно возвращать инвесторам средства, а при эмиссии облигаций — обязательно, в виде оплаты определенных процентов в оговоренные сроки. При этом нет необходимости выделять инвестиционный проект в самостоятельное юридическое лицо.
Обеспечьте факторы успешной реализации инвестиционной программы
В настоящее время общий мировой объем ежегодных инвестиционных средств оценивается в один триллион долларов США. России пока удается получить из этой суммы не более 0,3 — 0,5%. Телекоммуникации — сегодня наиболее привлекательная из технологичных отраслей России — отстает по инвестициям от нефтегазового комплекса страны почти в семь раз, но все может измениться. Оптимизм внушает интерес иностранцев к инвестициям в российские Интернет-проекты. Этот интерес докатился до России потому, что в развитых странах сегодня больше свободных денег, чем возможностей их выгодно инвестировать. Интернет-проекты в продвинутых странах уже стали слишком дорогими. А здесь еще можно покупать компании совсем недорого. Инвесторы так высоко оценивают потенциал России по двум причинам: 300 миллионов человек в мире говорят по-русски; в последнее время число пользователей Интернета растет очень быстро.
По мнению ведущих игроков российского рынка, сами российские предприятия не готовы к массированному привлечению иностранных инвестиций. У наших предпринимателей две проблемы: неготовность поделиться единоличным контролем над финансовыми потоками и отсутствие стратегических целей привлечения инвестиций.
Однако, для успешной реализации инвестиционной программы совершенно недостаточно наличия только финансов, необходимо еще иметь:
1. Грамотно выбранную и четко сфокусированную стратегию.
2. Высокий коммерческий потенциал.
3. Квалифицированную команду менеджеров.
4. Оценку рисков и понимание способов их предотвращения или снижения.
5. Юридическую и финансовую «прозрачность» компании для инвесторов.
6. Понимание законов инвестиционного мира и инвестиционной политики.
7. Взаимное доверие с обеих сторон и персональное доверие всех участников инвестиционных вложений.