Базовой сущностью регламентации работы государственного органа является административное действие. Что включает это понятие, поясним рисунком 4.
В одной из известных книг, посвященных вопросам управления и менеджмента («Бизнес в стиле фанк» К. Нордстрема и Й. Риддерстрале) сказано следующее.
«Мы больше не верим в бумажку под названием «должностная инструкция». И далее: «Регламент позволяет и твоему начальнику видеть, что ты делаешь, кто именно не сделал что-либо и когда. И клиенту позволяет видеть, где произошел сбой. Сегодняшняя система не позволяет следить, что происходит в организме управления государством, ни президенту, ни старушке-пенсионерке. Мы должны четко себе представлять, что без регламентов мы не сумеем поставить государство под контроль, причем и сверху, и снизу».
Применение информационных технологий позволяет перейти к реализации подхода « Менеджмент модели» вместо «Менеджмента документов», при этом создается не система взаимосвязанных документов, а единая информационная модель, которая и будет порождать требуемые документы. Модель, также как и документы, нуждается в регулярной актуализации, но делать это существенно проще. Следовательно, регламенты будут поддерживаться в актуальном состоянии и служить руководством по качественной реализации процессов.
Технологии бизнес-инжиниринга способны поддерживать эти подходы к управлению, так как они опираются на создание и поддержание в актуальном состоянии электронных информационных моделей, которые полностью отражают организацию деятельности компании на стратегическом, структурном, функциональном и процессном уровне. Модель описывает также информационную составляющую (структуры данных и коммуникационную структуру). После чего становится возможной адекватная автоматизация процессов и их постоянное совершенствование.
В современных компаниях задачи моделирования процессов их деятельности встают не только при реализации проектов по переходу на новые системы и стандарты управления. Но и после реализации этих проектов предприятия постоянно перестраивают свою деятельность. Причиной может быть вывод на рынок новых продуктов и услуг, которые должны быть вписаны в существующую структуру предприятия, либо должны быть созданы новые подразделения. Деятельность новых подразделений надо «поставить», тиражируя в них стандартизованные на уровне предприятия процессы. Подобная задача стоит и при выходе на рынки других регионов, и при создании новых точек сбыта. Перестройка процессов может инициироваться требованиями клиентов, результатами сравнения с деятельностью конкурентов (benchmarking), анализом процессов в рамках системы менеджмента качества и т.п. Так или иначе, на современном предприятии изменения процессов осуществляются непрерывно.
Такая же потребность — адекватно отвечать на вызовы изменяющейся среды — заставляет менять и процессы функционирования государственных органов. Поэтому «бизнес-инжиниринг» должен рассматриваться не как технология описания и разовой перестройки бизнес-процессов при подготовке компании или государственного учреждения к автоматизации, а как технология регулярного управления на основе ее электронной бизнес-модели.
Можно выделить основные процессы государственного управления, при моделировании которых целесообразно применить бизнес-инжиниринг:
выработка государственной политики;
принятие нормативных правовых актов;
разработка целевых программ;
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением установленных нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
закупки для государственных нужд;
выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности юридическим лицам и гражданам;
выдача разрешений на осуществление конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
разрешительная регистрация актов, документов, прав, объектов;
уведомительная регистрация актов, документов, прав, объектов;
установление цен и тарифов;
выдача гражданам и юридическим лицам документов;
предоставление прав использования природных ресурсов;
определение права на выплату платежей из бюджета и обеспечение такой выплаты;
осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества;
организация оказания бюджетных услуг.
Технология бизнес-инжиниринга может стать интегрирующей средой для всех подсистем менеджмента не только в бизнесе, но и в управлении государством. При этом задача российских менеджеров состоит не только в том, чтобы воспроизводить западные технологии управления многолетней давности (или вдогонку осваивать сегодняшние), но и в игре на опережение — внедрять в свою практику технологий управления завтрашнего дня. А управление электронной перестройкой структур и процессов, протекающих в организациях, в настоящий момент должно стать массовой специальностью.
Модели государственных органов, как предприятий по оказанию государственных услуг, поддерживаемые соответствующими инструментальными средствами, должны стать неотъемлемой частью информационной системы «электронного государства», предоставляя его менеджерам и гражданам-клиентам возможность наблюдения точной и полной картины организации любой деятельности, а также ее перестройки. Возможность иметь интегрированные знания о всей системе процессов в соотношении со знаниями о целях и стратегиях предприятия или госучреждения достигается особыми способами организации информации и специальными программными средствами.
Сам переход к современной модели управления, основанной на применении процессного и системного подходов в отдельно взятой компании или государственном учреждении, повторяет смену парадигм управления, положенных в основу стандартов менеджмента качества ( см. таблицу).
Таблица. Этапы развития
№ пп |
Стадия перехода к современной "процессной" компании/госучреждения |
Стадия развития стандарта менеджмента качества |
1 |
Начальное структурирование деятельности компании/ госучреждения на основе матричных моделей. Процессы идентифицированы в "свернутом" виде- в виде " дерева функций", распределена ответственность за их реализацию. |
ISO 9000:1987 Функциональный менеджмент за счет распределения ответственности. |
2 |
Горизонтальное описание "ключевых" процессов компании/госучреждения ( как правило, процессов жизненного цикла продукции и базовых управленческих контуров). Перестройка данных процессов с целью применения стандартизированных техник управления. |
ISO 9000:1994 Поэлементный подход к менеджменту качества- определено 20 ключевых процессов. |
3 |
Выработка миссии и стратегий компании/учреждения. Переход к управлению динамично изменяющейся структурой и системой процессов компании/учреждения на основе упреждающего стратегического замысла. |
ISO 9000:2000 Ориентация на восемь принципов менеджмента качества. За счет наличия требования " постоянного совершенствования" стандарт не ограничивает пределы развития. |