3. Внешний отраслевой бенчмаркинг. Внешний отраслевой (сочетаемый) бенчмаркинг сравнивает подразделение, для которого проводится бенчмаркинг, с аналогичными подразделениями лучших мировых организаций в рамках общей промышленной категории (примеры: банковское дело, страховое дело, здравоохранение, электроника). Этот тип бенчмаркинга используется в тех случаях, когда организация может что-то приобрести, сравнивая свои подразделения, для которых проводится бенчмаркинг, с аналогичными подразделениями других организаций, занятых в той же отрасли промышленности, но не являющихся прямыми конкурентами. Организации, использующие отраслевой бенчмаркинг, должны быть уже знакомы с процессом бенчмаркинга.
4. Внешний межотраслевой бенчмаркинг. При внешнем межотраслевом бенчмаркинге процесс распространяется за пределы конкретной организации и отрасли промышленности, охватывая и другие отрасли. Многие бизнес-процессы являются межотраслевыми по своему применению и простираются за пределы отдельных отраслей промышленности (например: отношения с поставщиками, предоставление услуг, логистика, реклама, наем персонала). Применение процесса бенчмаркинга к этим системам может дать ценные идеи, особенно когда информация поступает из не связанных непосредственно отраслей промышленности. Проведение бенчмаркинга в несходных отраслях позволяет отработать новаторские процессы, не применяемые в данное время при производстве конкретных типов продуктов, выпускаемых вами; эти новаторские процессы позволят вам достигнуть наивысшей эффективности.
5. Комбинированный внешний и внутренний бенчмаркинг. Наиболее распространенным подходом является комбинация внутреннего и внешнего (конкурентного, внутриотраслевого и (или) межотраслевого) бенчмаркинга. Именно эта комбинация обычно дает наилучшие результаты. В таблице 3 дается сравнение различных типов бенчмаркинга.
Таблица 3. Сравнение различных типов бенчмаркинга.
Тип бенчмаркинга |
Длительность цикла |
Партнеры по бенчмаркингу |
Результаты |
Внутренний |
3-4 месяца |
Внутри организации |
Значительные улучшения |
Внешний конкурентный |
6-12 месяцев |
Нет |
Лучше, чем у конкурентов |
Внешний внутриотраслевой |
10-14 месяцев |
В отрасли |
Творческий прорыв |
Внешний межотраслевой |
12-24 месяца |
Все мировые отрасли |
Лучший в своем классе |
Тем не менее установление некоторых границ для организаций, подлежащих бенчмаркингу, принесет значительные результаты при пониженных затратах. В число ограничений входят:
требования клиентов — высокое качество и надежность или невысокое качество и однократное использование;
характеристики продукта — размер, форма, вес и т. д.;
применение продукции — широкие промышленные категории, а не конкретные продукты: производство бакалейных товаров, производство офисных продуктов, электронная промышленность, производство транспортных средств и т. д.
Упрощенно, процесс бенчмаркинга можно определить как совокупность следующих действий:
решение о том, что должно быть подвергнуто бенчмаркингу;
определение подразделений для сравнения;
разработка показателей, позволяющих проводить сравнение;
определение филиалов внутри организации и внешних организаций для проведения бенчмаркинга;
сбор и анализ данных;
определение расхождений между уровнем вашей подсистемы и уровнем лучших аналогичных подсистем;
разработка планов действий, целей и процедур измерения (оценки);
обновление процесса бенчмаркинга.