Контроль затрат важен для любой компании с точки зрения их влияния на конечный финансовый показатель — прибыль. Учет и распределение затрат в производстве, продвижении и реализации товаров (услуг) — важнейшие элементы управленческого учета, поскольку себестоимость единицы продукции является базой для принятия большинства управленческих решений. Но для всесторонней оценки полученных результатов и реализации на их основе последующих программ и планов управления издержками необходимо четко понимать их классификацию, выявлять и структурировать процессы формирования себестоимости.
Учет и распределение затрат в производстве, продвижении и реализации товаров (услуг) — важнейшие элементы управленческого учета, поскольку себестоимость единицы продукции является базой для принятия большинства управленческих решений, в частности:
какие виды товаров (услуг) следует продолжать производить, а выпуск каких товаров следует прекратить;
создавать самостоятельно или закупать необходимые для производства конечного продукта предприятия комплектующие материалы, услуги;
какую цену необходимо назначить;
приобрести ли новое оборудование, изменить ли технологию и организацию производства и т.д.
Контроль затрат важен для любой компании с точки зрения их влияния на конечный финансовый показатель — прибыль. Но для всесторонней оценки полученных результатов и реализации на их основе последующих программ и планов управления издержками необходимо четко понимать их классификацию, выявлять и структурировать процессы формирования себестоимости. Как правило, под затратами понимают потребленные ресурсы или денежные средства, которые нужно заплатить за требуемые в финансово-хозяйственной деятельности компании материалы и услуги. Первостепенное значение для организации управленческого учета имеет детализированная классификация затрат, наиболее распространенные из которых предполагают классификацию в зависимости:
от экономической роли в процессе производства — основные и накладные;
способа включения в себестоимость продукции — прямые и косвенные;
отношения к объему производства — переменные и постоянные.
Структурированные с помощью приведенных классификаций затраты отражают, сколько и каких ресурсов использовано или предполагается задействовать под решение конкретной задачи. Таким образом, выбор и внедрение классификации расходов необходимо производить с учетом особенностей мониторинга достижения стратегических и оперативных целей, а также отраслевой, рыночной, организационно-правовой специфики предприятия.
Рассмотрим подробнее особенности поведения издержек и их влияние на принимаемые управленческие решения.
1. Инкрементные и маржинальные издержки
Инкрементные (приростные или дополнительные) расходы представляют собой разность между величинами издержек для рассматриваемых видов продукции, возникающих при каждом анализируемом варианте объема производства. К ним можно отнести дополнительные затраты, ожидаемые при возможном увеличении ежемесячного объема строительства на 100 кв. м с 10000 до 10100 (табл. 1). Отметим, что такие затраты могут включать или исключать постоянные издержки. Если, как в нашем примере, постоянные расходы в результате принимаемого решения не изменяются, то инкрементные расходы по данной составляющей будут нулевыми, в противном случае необходимо скорректировать их величину.
Таблица 1. Расчет инкрементных и маржинальных издержек в строительстве недвижимости.
Наименование показателя |
Расчет инкрементных издержек |
Расчет маржинальных издержек | ||||
Начальный уровень |
Новый уровень |
Изменение |
Начальный уровень |
Новый уровень |
Изменение | |
Объем строительства, кв.м в месяц |
10000 |
10100 |
100 |
10000 |
10001 |
1 |
Удельные переменные затраты, тыс. руб/кв.м |
15 |
15 |
0 |
15 |
15 |
0 |
Общие переменные затраты, тыс. руб |
150000 |
151500 |
1500 |
150000 |
15015 |
15 |
Постоянные затраты, тыс. руб |
3000 |
3000 |
0 |
3000 |
3000 |
0 |
Общие затраты, тыс. руб |
153000 |
154500 |
1500 |
153000 |
153015 |
15 |
Инкрементные затраты по своей сути схожи с маржинальными, которым наиболее часто отдают предпочтение экономисты. Основное отличие заключается в том, что маржинальные издержки представляют собой расходы на одну дополнительную единицу выпускаемой продукции, а инкрементные — изменение общей величины затрат в результате прироста выпуска на нескольких единиц. Таким образом, маржинальные издержки приоритетны при анализе и оценке экономической зависимости между затратами и объемом выпускаемой продукции. Однако при изменении объемов производства и реализации товаров (услуг) более значимы инкрементные затраты, так как указанное изменение зачастую не ограничивается одной дополнительной единицей продукции.
2. Устранимые, неустранимые и альтернативные расходы
Устранимые затраты представляют собой те расходы, которых можно избежать, если не принимать альтернативный вариант управленческих воздействий, в то время как неустранимые будут понесены в любом случае. Таким образом, с точки зрения принятия и оценки эффективности управленческого решения наиболее значимы устранимые расходы.
В качестве примера оценки указанных издержек приведем процесс обработки и рассмотрения эксплуатирующей компанией заявки на ремонт с помощью закупленных в прошлом на сумму 100 тыс. руб. материалов, которые на данный момент не могут быть проданы или использованы в техническом обслуживании недвижимости другим образом (табл. 2). Предположим, что клиент готов произвести текущий ремонт в арендуемом помещении, для чего потребуются все указанные материалы, но при этом согласен заплатить за ремонт не больше 250 тыс. руб. Вместе с тем дополнительные расходы компании-арендодателя на ремонтные работы, кроме себестоимости материалов, составляют 200 тыс. руб.