Скажем на этапе подписания договора с новым контрагентом, организация вправе попросить у поставщика свидетельство о государственной регистрации и другие учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах. Весьма желательно запросить в налоговой инспекции выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в которых указывается адрес, наименование, ИНН - т.е. сведения, подтверждающие, что организация с точки зрения государства существует.
Кроме вышеназванных, у поставщика могут быть запрошены и другие документы: доверенности, копии карточки с образцами подписей лица, имеющего право распоряжаться расчетным счетом, решение (протокол собрания) о назначении лица на должность руководителя, копии лицензий, сведения с сайтов поставщиков и налоговых органов, рекомендательные письма торгово-промышленных палат и других компаний, копии бухгалтерских балансов. Могут быть использованы и любые другие документы, подтверждающие правовой статус, деловую репутацию и экономическую состоятельность контрагента. Желательно регулярно проводить плановую проверку соответствия имеющихся документов действительности, т.е. их достоверности, а также постоянно собирать доступные новости о поставщиках.
К подозрительным признакам можно отнести отказ предоставить минимальную информацию о компании, познакомить с производственным процессом, несовпадение юридического и фактического адресов, совпадение руководителя и главного бухгалтера в одном лице, отсутствие информации о компании в Интернете и общедоступных базах данных, ее «молодой» возраст, необычно низкие, по сравнению с рыночными, цены.
Собранные документы могут послужить доказательствами того, что при выборе поставщиков налогоплательщик действовал с необходимой степенью осторожности и осмотрительности, принял все возможные в данной ситуации меры безопасности.
«Глубина» работы с поставщиком может быть поставлена в зависимость от степени известности и срока работы поставщика на рынке, характера, продолжительности и объема предполагаемой сделки, количества и категорий поставщиков, а также других значимых для конкретного налогоплательщика факторов. Можно выделить, к примеру, три уровня сделок: неконтролируемые (незначительные по объемам), контролируемые и контролируемые особо (крупные, долгосрочные).
Даже если мероприятия по оценке партнера проведены тщательно и в полном объеме, никто не застрахован от неплатежей по договору в будущем. Причины могут быть разные: умысел партнера, ухудшение его финансового состояния. Следовательно, нельзя останавливать работу по защите компании на данной стадии. Еще нужно уметь применять результаты оценки в договорных отношениях. Это возможно путем включения в проект контракта условия об обеспечительных мерах.
Ими являются:
- неустойка;
- поручительство;
- банковская гарантия;
- залог;
- задаток;
- удержание имущества должника;
- другие методы.
Каждый из существующих способов обеспечения имеет положительные и отрицательные стороны. Основные достоинства и недостатки перечисленных видов обеспечения приведены в таблице.
Преимущества и недостатки обеспечительных мер
Eще один из способов оптимизации бизнес процессов взаимодействия с контрагентами – страхование риска возникновения просроченной дебиторской задолженности. К преимуществам страхования от риска дебиторской задолженности можно отнести повышение финансовой независимости компании. В российской и мировой практике нередки случаи, когда банкротство крупного покупателя влекло за собой банкротство его поставщиков, работающих на условиях отсрочки платежа. Получение поставщиком подобного полиса сводит риск неблагоприятных финансовых последствий к минимуму. Кроме того, застрахованная дебиторская задолженность может служить предметом залога для банка.
Однако такой метод защиты имеет и ряд недостатков. Основной из них – сложность взаимодействия страхователя и страховщика при наступлении страхового случая в части определения размера страхового возмещения.
И, наконец, приобретение полиса за свой счет ставит поставщика перед выбором: повышать стоимость своих услуг или работать в убыток. Ведь услуга по страхованию дебиторской задолженности в России имеет достаточно высокую стоимость: страховая премия по данному виду страхования может составлять от 0,9 до 9% застрахованного объема продаж. Немногие российские организации, особенно малый бизнес, могут позволить себе выплату таких премий.
На вопрос, какой же способ обеспечения выбрать, помогут ответить данные рейтинга покупателей - специально разработанных систем ранжирования, по которым на основе произведенной оценки определяется объем «кредита доверия» к будущему партнеру. Контрагенты, получившие самые высокие баллы в системе ранжирования, могут рассчитывать на предоставление отсрочки платежа без использования санкций или обеспечительных мер со стороны компании. С клиентами, получившими низкие баллы, заключаются договоры на более жестких условиях, в том числе предусматривающих жесткие условия обеспечения.