Джефф Тиммонс, чья книга «Создание нового предприятия» стала бестселлером последнего десятилетия, называет хорошие идеи «инструментом в руках предпринимателя». И это верно. Поиск хороших идей – это первый шаг в инновационном процессе. Успешные серийные предприниматели умеют распознавать тенденции до того момента, как они примут форму возможностей. Они ищут новые идеи на пограничных областях между рынками, отраслями и возникающими технологиями. Они ищут дестабилизирующие факторы, которые бы «всколыхнули» стабильную отрасль и конкурирующие внутри нее компании. Они ищут бизнес модели, которые успешно применялись на одном рынке и могут быть адаптированы для другого рынка. Они осознают, что должны прислушиваться к мнению потребителей, но кроме этого иногда должны обучать рынок новым бизнес-концепциям. Предприниматели учатся распознавать идеи, стараясь поднять голову над повседневными действиями расширяя свой взгляд на мир. Затем они ранжируют по приоритетности и суживают возникающие в их голове многочисленные идеи до рамок потенциальной возможности, которая нацелена на удовлетворение актуальных потребностей потребителей, у которых есть возможность и желание платить за новый товар или услугу. Следующие подсказки помогут вам эффективно использовать дестабилизирующие факторы для превращения идей в возможности, что в конечном итоге приведет к стабильному развитию вашего бизнеса.
Прислушивайтесь к рынку и извлекайте уроки для себя. Определите те существенные проблемы, которые нельзя решить с помощью предлагаемых сегодня товаров и услуг. Вначале сосредоточьте внимание на самой проблеме, а не на ее решении. Убедитесь, что вы прислушиваетесь не только к мнению ваших существующих клиентов, ибо у них такое же узкое видение окружающего мира, как и у вас, а потому они даже могут стремиться «отвадить» вас от рассмотрения новых концепций. Всегда помните о классическом изречении Генри Форда во времена, когда он старался внедрить новые технологии начала 20 века: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы ответили: «Лошадей, которые могут бежать быстрее». Расширяйте свои горизонты. Еженедельно выделяйте немного времени на для расширения своего кругозора. Определите наиболее важные мировые и локальные тенденции, которые сигнализируют о потенциальных революционных изменениях в поведении потребителей. Старайтесь найти новые бизнес-модели и технологии, которые могут радикально трансформировать ваш продукт, рынок, расстановку сил в отрасли и ее экономические показатели. Оценивайте ситуацию как изнутри, так и за пределами вашей отрасли, не забывайте оценивать скорость изменения произведенной выгоды, а не просто ее значение в определенный момент времени. Вносите ясность и проверяйте на функциональность приемы и бизнес-модели, которые использует ваша фирма и ваша отрасль. Определяйте потенциальные дестабилизирующие факторы, которые могут стать источником новых возможностей. Определите людей с широким взглядом на потенциальные возможности, генерируемые дестабилизирующими изменениями. Пусть каждый из них воспользуется рабочими листами из Рисунка № 1 для проведения собственного индивидуального анализа деструктивных тенденций. Отберите идеи для их последующей оценки. Теперь пусть все специалисты соберутся вместе. Работая в команде, предоставьте возможность каждому предложить свой анализ дестабилизирующих факторов. Обсудите те идеи, что вы почерпнули из приведенных аналитических изысканий и попытайтесь все вместе сформулировать несколько бизнес-идей, которые могли бы привести к эффективному использованию дестабилизирующих изменений для создания выгоды для вас, ваших клиентов, партнеров и акционеров. Определите потенциальную ценность перспективных идей, а также установите процедуру для оценки приоритетности этих идей и их последующего отбора. Используйте рабочие листы из Рисунка № 2 для проведения несложной оценки каждой идеи. Трансформируйте перспективные идеи в возможности. Определите перспективную возможность и разработайте бизнес план, который бы раскрывал как долгосрочную, так и краткосрочную (для выхода на рынок) возможность. Определите политику позиционирования нового товара на рынке, а также ваши возможности и наличие ресурсов для осуществления выхода на рынок с новым продуктом либо для выхода на новый рынок. Разработайте план стратегического развития для достижения конечной потенциальной выгоды. Осуществляйте поэтапную реализацию идеи и управляйте рисками. Успешные предприниматели научились избегать рисков. Они научились управлять ими, прописывая в бизнес-плане основные обязательства и источники сомнений. Впоследствии они поэтапно исполняют свои обязательства и претворяют свои идеи в жизнь, исключая любую неопределенность и выстраивая стабильный бизнес. Давно существующие компании должны взять на вооружение подобный подход к управлению рисками при вступлении на еще не изведанную территорию. Вы просто не можете применять ту же концепцию, которую вы используете в ходе постепенного развития уже зрелого бизнеса. Некоторые компании создают отдельные группы по новым проектам, которые отвечают за радикальные инновационные и дестабилизирующие изменения в методах ведения бизнеса. Другие компании, наоборот, вырабатывают тесные связи с руководящими группами по уже существующим бизнес-проектам, чтобы в будущем облегчить задачу интеграции новых направлений бизнеса в уже существующие. Мы видели примеры успешной реализации обоих из обозначенных подходов. Основной задачей является приобретение опыта инновационной предпринимательской деятельности по мере того, как вы будете искать новые идеи перед лицом деструктивных факторов, трансформировать эти идеи в возможности, выбирать перспективные возможности, запускать новые бизнес-проекты, а также выращивать и развивать их для приобретения новых конкурентных преимуществ. Сотрудничайте! Важные инновации рождаются там, где ваш кругозорстановится безграничным.
За последние несколько лет топ-менеджерам во всем мире пришлось изменить бизнес-процессы и реструктурировать свои фирмы, чтобы уверенно встретить новые вызовы, обусловленные необходимостью работать в более динамичном, гиперконурентном мире. Но многим из этих управленцев пришлось прийти к осознанию того, что последующие десятилетия потребуют от них еще более радикальных изменений. В то время как рынки, отрасли и организации содрогаются под воздействием новых технологий, бизнес-моделей, нововведений в законодательстве и общественных нормах, топ-менеджеры начинают понимать, что для того, чтобы сохранить позиции компании на рынке, одного лишь поступательного развития будет недостаточно.
Хорошая новость заключается в том, что все эти дестабилизирующие факторы являются источником новых возможностей. Главное – знать, где искать, как интерпретировать то, что видишь, и как управлять рисками во время реализации найденной возможности. Я желаю вам удачи в этом деле.