Собранная вами информация быстро устаревает — клиент уже начал действовать.
Факт использования ответного маркетинга может быть превратно истолкован общественностью.
Рядовые сотрудники нередко воспринимают технологию ответного маркетинга как панацею ото всех бед и испытывают разочарование, когда понимают, что он не избавляет их от тяжелой работы.
Некоторые специалисты по продажам, как правило, «звезды» с наработанными связями, в штыки воспринимают ответный маркетинг, поскольку он влечет за собой усиление конкуренции со стороны их коллег.
Реализация проекта
А теперь пошагово рассмотрим два способа получения информации о заинтересованности: с помощью поисковой оптимизации и с помощью ToolBar.
1) Поисковая оптимизация
Шаг 1. Составление семантического ядра
Имеется в виду список фраз, по которым сайт продвигается в поисковых системах. Эти фразы условно делятся на информационные («погода», «гороскоп» и т.д.: источник информации не важен), навигационные («сайт ГНИ», «сайт Газпром»: важна не информация, а источник), транзакционные («шторы цена», «Definity BCS»: важен источник с точки зрения покупки) и неопределенные (многозначные). Для целей ответного маркетинга подходят «узкие» транзакционные фразы.
Шаг 2: Инструментарий
Источником информации о посетителях может служить либо сервис статистики (внешний счетчик, соответствующий модуль в системе управления контентом сайта (CMS), сервис статистики хостера), либо лог-файл (серверный журнал).
Выбирая внешний счетчик, нужно выяснить, дает ли он ответ на вопросы «что, кто, когда» и можно ли эту информацию скрыть от других пользователей. Справедливости ради нужно отметить, что порой мимо счетчика проходит до 40% посетителей.
Модуль в CMS. Это удобный, но не бесплатный способ получать нужную информацию.
Хостинг-провайдеры предоставляют статистику посещения сайта, но нужно отдельно уточнить, можно ли смотреть IP-адреса в привязке к поисковым фразам и времени.
Лог-файл есть у каждого сайта (если вы не знаете, где он, обратитесь к хостеру).
Шаг 3: Выявление поисковых фраз
Поисковые фразы содержатся в адресе (URL) страницы поисковика, с которой пользователь зашел на сайт. Если фраза была набрана в кириллице, то в адресе она будет закодирована. Раскодировать ее можно, поместив адрес страницы в строку браузера (тогда откроется поисковик с набранной фразой), либо с помощью сервисов статистики. Для массового отбора удобнее использовать модуль статистики, поскольку он позволяет сортировать фразы, копировать IP-адреса, делать выборку по времени захода и т.д.
Шаг 4: Идентификация IP-адреса
С этой целью используется служба WhoIs. Адрес: www.whois.sc. Кроме того, есть специальные программы, которые облегчают восприятие информации об IP-адресе, делая ее более структурированной.
2) ToolBar
Шаг 1: Изготовление ToolBar
Если подходить к вопросу серьезно, то лучше заказать ToolBar у разработчика. Этот вариант и рассмотрим. ToolBar должен быть проводником к ежедневно востребованным сервисам и информации, логично, если он будет отраслевым или иным образом ориентирован на целевую аудиторию.
Шаг 2: Этический и юридический аспекты
В практике использования ToolBar есть примеры, похожие на наш. В частности Google ToolBar отсылает на сервер Google информацию о действиях пользователя при использовании определенных сервисов. При установке ToolBar эти сервисы не активны, при активации выдается предупреждение и требование ознакомиться с условиями их использования.
Шаг 3: Распространение ToolBar
Этот шаг является самым затратным, и здесь я не беру на себя смелость давать рекомендации маркетологам. Обращу внимание лишь на пару моментов.
При активации сервисов можно запросить также дополнительную информацию о пользователе. Если это смутит человека, то, возможно, он вернется к этому позже, поскольку ToolBar установлен на его браузере (программе, через которую он просматривает веб-страницы).
Шаг 4: Сбор информации
Каждому экземпляру ToolBar присваивается уникальный номер, которому соответствует информация о пользователе. Таким образом, когда приходит информация о поисковом запросе, мы получаем ответ на все три вопроса: «что, кто, когда».
Сравнительная таблица | ||
Поисковая оптимизация |
ToolBar | |
Стоимость запуска |
От 50 000 руб. |
От 150 000 руб. |
Стоимость в месяц |
От 25 000 руб. |
0–5000 руб. |
Дополнительные расходы |
Инструментарий 1000–25 000 руб. (единоразово) |
Расходы на распространение ToolBar |
Усилия на начальном этапе по пятибалльной шкале |
3 балла |
5 баллов |
Усилия на протяжении всех работ по пятибалльной шкале |
3 балла |
1 балл |
Значение человеческого фактора при обработке информации по пятибалльной шкале |
5 баллов |
0,5 балла |
Риски |
Сайт может не выйти на нужные позиции. Вероятность невелика |
Факт сбора информации может быть превратно истолкован общественностью |
Сектор |
Только B2B |
B2B + B2C |
Скорость реакции (с учетом времени на обработку информации) |
Одни сутки |
Одна минута |
Логичные ответные действия |
Холодный звонок; отправка буклета, каталога и т.п.; приглашение на мероприятие |
Отправка персонифицированного электронного письма, бумажного письма, подарка и т.п. |
Возможность использования поведенческого таргетинга |
Есть только в том случае, если пользователь зашел на сайт через поисковую машину по определенной поисковой фразе, либо вернулся после такого захода |
В большинстве случаев таргетинг будет работать независимо от точки входа на сайт. Возможности поведенческого таргетинга ограничены лишь собранной о пользователе информацией |
Юридическая сторона |
Привлечение юристов не требуется |
Потребуются услуги юристов для составления лицензии на использование продукта |