Речь пойдет именно о диете, но очень специфической — о сокращении бумажной информации, которую руководителю приходится «поглощать» и «переваривать» день за днем.
Действительно, чрезмерный бумажный поток, обрушивающийся на руководителей всех уровней, приводит к весьма печальным последствиям: они бывают заняты, им некогда изучать перспективу, определять стратегию развития. Для многих руководителей стол, заваленный бумагами, — это источник постоянного беспокойства, ежевечерней работы, недовольства начальства, а в конце концов и постепенного расстройства здоровья.
Именно поэтому специалисты по проблемам управления уделяют большое внимание поиску возможностей обуздать бумажный «шквал» и высвободить время руководителей для более производительных занятий, чем бесконечное чтение деловой корреспонденции.
По оценкам некоторых экспертов, на долю бесполезных бумаг приходится почти 30% документооборота. Прежде чем давать советы по «бумажной диетологии», стоит вначале выяснить, почему на столе руководителя появляются бумаги, чье отсутствие не ухудшило бы работу возглавляемого им подразделения и всего предприятия в целом.
Документы про запас. Значительную часть документов вполне можно заменить телефонными переговорами или личными контактами с заинтересованными лицами, особенно если они работают в одной организации. Как бы умело ни был составлен документ, по своей информационной ценности он всегда уступает личному общению. Появление таких бумаг нередко связано со стремлением запастись документами «на всякий случай»: я, дескать, трудился, не покладая рук, и если все же ничего не получилось, то это не моя вина. Немало бумаг появляется на свет только потому, что руководители и подчиненные стремятся произвести друг на друга впечатление. Подчиненные стараются продемонстрировать собственную поглощенность выполнением поручений начальства и тем самым лишний раз напомнить о своем усердии. Начальники же, плодя ненужные документы, как бы показывают своим подчиненным, что они, во-первых, постоянно вникают во все детали деятельности сотрудников, во-вторых, отчеты их подчиненных недостаточно исчерпывающи и, наконец, чтобы вообще все чувствовали, кто здесь начальник.
Неудачная организационная структура. Нередко избыток документов связан с тем, что у вас слишком широкая сфера компетенции или перед вами легко отчитывается слишком много подчиненных. Психологи установили, что руководитель способен удовлетворительно справляться со своими обязанностями лишь в случае, если он непосредственно контролирует работу 7—8 подчиненных. В подобных случаях вас выручит назначение еще одного заместителя или перераспределение обязанностей между помощниками. В самом крайнем случае возможно коренное изменение организационной структуры подразделения, что требует, конечно, тщательного изучения предстоящих расходов и возможных последствий.
Вы медленно читаете. В появлении бумажных «сугробов» на столе, возможно, виноваты вы сами: вы недостаточно владеете современными методами канцелярской работы. Но достаточна ли достигнутая скорость чтения? Обучение на курсах скорочтения или самостоятельное овладение этой техникой совершенно необходимо.
Недоверие к подчиненным. Огромную помощь может оказать умелое делегирование обязанностей. Все руководители прибегают к нему, но не у всех повторяющаяся переписка полностью проходит через руки подчиненных, высвобождая руководству время для решения наиболее сложных и нестандартных проблем.
Непрофессионализм подчиненных.Для руководителей более высоких уровней очень важно, какие документы представляют им нижестоящие руководители. Если они просто препровождают вам отчеты и рекомендации своих подчиненных — значит, вы не научили их работать, и расплата — те самые груды бумаг на вашем столе. Вы должны иметь дело лишь с обобщающими документами, отражающими личную позицию нижестоящих руководителей по тому или иному вопросу, сформированную с учетом мнений их подчиненных. Если они не умеют обобщать, то вам (и никому другому) надо заняться их обучением, а если и это не даст результатов, — подумать о том, соответствуют ли ваши помощники своим должностям .
«Бумажная дискриминация». Она, как ни странно, действительно существует. Не секрет, что все мы любим заниматься только тем, что нам интересно и в чем мы можем блеснуть своими способностями. Это относится и к бумажной работе: многие руководители рассматривают документы по наиболее интересующим их проблемам в первую очередь. Во вторую обычно попадают проблемы, которым особое внимание уделяет непосредственный начальник данного руководителя. Остальные бумаги откладываются в дальний ящик до тех пор, пока не возникнет более интересных занятий либо рассмотрение этих бумаг станет неотложной необходимостью.В результате на дне ящика оседают все бумаги с особо сложными, неинтересными или кляузными делами независимо от их реальной важности и срочности. Поскольку таких бумаг обычно больше, чем интересных, в итоге это приводит к постоянному увеличению доли «незавершенного бумагопроизводства» со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.
Справиться с подобным явлением можно, лишь приняв на вооружение следующие принципы:
сортируйте всю поступающую корреспонденцию;
выбрасывайте ненужные бумаги;
стандартные бумаги передавайте сразу же своим подчиненным для обработки;
в первую очередь занимайтесь кляузными, неприятными, сложными и неинтересными делами;
оставляйте наиболее интересные и приятные дела и бумаги на конец рабочего дня.
Справляться с объемом бумаг, поступающих к нам каждый день, все равно трудно. Посмотрим, можно ли вообще сократить документооборот.
Прежде всего следует преодолеть своеобразный психологический барьер, мешающий более трезво взглянуть на бумаги, с которыми приходится иметь дело каждый день. С первых шагов самостоятельной деятельности руководители привыкают к мысли о том, что обработка корреспонденции — неотъемлемая часть их работы. Между тем служебные бумаги — это всего лишь одно из средств достижения полезных результатов, но вовсе не суть работы. Зарплату руководителю платят за результаты деятельности его подразделения, а не за то, сколько бумаги оно испишет в течение года. Именно поэтому весьма актуально снизить «бумагоемкость» в расчете на единицу полезной деятельности подразделения. Как этого достичь?
Для начала попробуйте сегодня же взглянуть на свою ежедневную корреспонденцию свежим взглядом, словно видите все это впервые в жизни. Задайте себе несколько наивных вопросов: «А нужна ли мне эта бумага вообще? Поможет ли мне этот документ в работе или ему прямая дорога в архив? Когда мне в последний раз приходилось пользоваться информацией такого рода?» Опыт свидетельствует, что если какой-то информацией приходится пользоваться лишь изредка, весьма вероятно, что без нее можно вообще обойтись. Поэтому, наткнувшись в своей почте на такой документ, без сожаления избавляйтесь от него или возвращайте тому, кто его передал.