Необходимо отметить, что добавление к стратегической карте оси времени превращает ее в трехмерную структуру.
На основе корпоративной системы показателей нужно разработать ССП бизнес-единиц, управлений, департаментов и отделов. И, в итоге, декомпозировать стратегические цели до уровня личных планов сотрудников. Далеко не все компании каскадируют ССП до уровня сотрудников. В нашей компании ежегодно для каждого сотрудника составляются личные планы развития. По каждому направлению развития планируются способы повышения компетентности, устанавливаются сроки и критерии результативности. Важно сделать достижение целей, представленных в ССП, постоянным ориентиром для всех сотрудников компании.
Основная ценность концепции ССП в том, что она позволяет разработать регулярно функционирующую систему контроля, опирающуюся не только на «жесткие» показатели учета (например, доход подразделения), но и на «мягкие» показатели мониторинга, такие, например, как имидж компании, удовлетворенность сотрудников.
Формализовав стратегию, мы заложили основу для создания системы управления реализацией стратегии:
Разработали планы действий на всех уровнях управления;
Определили показатели оценки эффективности этих действий;
Внедрили систему мотивации, поддерживающую реализацию наших планов;
Связав стратегические цели с бюджетами, мы обеспечили ресурсами наши инициативы.
Система показателей не работает сама по себе. Для приведения стратегии в действие необходимо создать действующую на постоянной основе систему планирования, мониторинга, распределить ответственность, обеспечить мотивацию. Наш подход к созданию системы стратегического управления предусматривает следующие этапы:
Этап 1. Создание условий для внедрения.
Этап 2. Стратегический анализ окружения компании, ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Этап 3. Разработка сбалансированной системы показателей на корпоративном уровне:
Определение горизонтов планирования;
Выбор проекций;
Определение базовых целей организации;
Разработка, согласование и документирование целей всех проекций;
Выбор критериев достижения и определение нормативов;
Подготовка плана стратегических действий;
Согласование плана по срокам и ресурсам;
Разработка регламента и структур для отслеживания и контроля показателей;
Разработка регламента пересмотра стратегии.
Этап 4. Каскадирование сбалансированной системы показателей на нижние уровни управления вплоть до личных планов:
Определение структуры, по которой будет происходить каскадирование, и методов, которые будут при этом использоваться;
Проведение каскадирования;
Согласование и документирование стратегических карт.
Этап 5. Реализация стратегии и мониторинг исполнения.
Таковы основные вехи на пути к созданию «работающей» стратегии компании.
Как бы подробно ни описывалась методика, при попытках ее практической реализации вы скоро окажетесь в окружении множества неизвестных по имени «Что?» и «Как?». За рамками данной статьи остался целый ряд очень интересных и важных вопросов:
Чем следует руководствоваться при выборе показателей и нормативов?
Как проводится согласование стратегических карт?
Как проверить стратегическую карту на полноту и непротиворечивость?
Как осуществляется каскадирование целей?
Какими средствами обеспечивается выполнение стратегии?
Этим вопросам будут посвящены следующие статьи этого цикла.