В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации работодатель обязан рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях законодательства о труде и охране труда, принимать меры по их устранению и в недельных срок сообщать профсоюзным органам о результатах рассмотрения (ст.22, 195, 212 и 370).
Представители профсоюзов и их объединений, в том числе технические инспекторы труда, являются членами координационных советов контролирующих органов, межведомственны комиссий и координационных советов по охране труда.
Главным звеном общественного контроля за охраной труда в организации являются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с трудовым кодексом РФ и Рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 года № 30.
В организации и структурном подразделении из числа избранных уполномоченных по охране труда избирается старший уполномоченный по охране труда, который может избираться заместителем руководителя выборного профсоюзного органа.
Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации и структурного подразделения, а старший уполномоченный по охране труда организации является заместителем председателя комитета (комиссии) по охране труда.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуру на выборы уполномоченных.
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Члены профсоюза на законных основаниях могут объединяться и коллективно защищать свои права.
Членство в профсоюзе даёт право представлять сторону работников в коллективно-договорном процессе и заключать от их имени и в их интересах коллективные договоры и соглашения.
Члены профсоюза имеют возможность коллективно отстаивать свои интересы в области оплаты труда, чтобы стоимость рабочей силы поддерживалась на уровне, соответствующем стандартам социального государства.
Члены профсоюза имеют право на:
защиту своих социально-экономических интересов:
защиту при задержке выплаты заработной платы;
защиту при всех нарушениях трудового законодательства;
бесплатную юридическую помощь и защиту в суде;
помощь и поддержку в улучшении жилищных условий, выделении кредитов и субсидий;
помощь в организации санаторно-курортного лечения членов профсоюза на льготных условиях;
помощь в оформлении дел во ВТЭК при несчастных случаях или профзаболеваниях;
помощь в повышении квалификации, в обучении новым профессиям;
материальную помощь.
В связи с целью нашего исследования мы выбрали базой исследования техническую инспекцию труда Федерации профсоюзов РС (Я). Информация дается со слов и. о. руководителя технической инспекции труда, главного технического инспектора труда Федерации профсоюзов РС (Я) Маркова Валентина Петровича.
"В начале 80-х годов прошлого столетия в нашей республике небывалое развитие получили отрасли автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Это были годы бурного развития строительства, газификации народного хозяйства, освоения Южной Якутии. В те годы наш областной комитет профсоюза рабочих автотранспорта и шоссейных дорог возглавлял Иван Иванович Подойницын, человек очень известный ещё тогда, ныне он - Почетный гражданин Республики Саха (Якутия). В социалистическом государстве у профессиональных союзов была очень многогранная деятельность. Профкомы тогда занимались всеми вопросами - начиная от производственной деятельности до проводов человека в последний путь. Работа была очень интересной, потому что касалась всех аспектов и трудовой и общественной жизни коллективов. Практически ни один вопрос не решался без участия профсоюзов и права у них были куда обширнее, чем сейчас. Самым главным, конечно же, был вопрос выполнения производственных планов. Для этого постоянно организовывались социалистические соревнования. В этом вопросе равных Ивану Ивановичу не было. Соцсоревнование было его любимым коньком. До того, как меня пригласили в обком профсоюза, я работал старшим инженером на предприятии и одновременно был председателем профкома полутысячного коллектива автотранспортников. Горжусь тем, что в свое время плечо об плечо работал с такими знатными людьми как Герой Социалистического труда Владимир Мацкевич, орденоносцы Геннадий Краснояров, Виктор Паутов, Виталий Соломин, Венир Латыпов и другие.
Это были люди настоящей рабочей закалки, они брались за любое дело, и соревновательный дух у них был очень высок. В то время ими впервые был внедрен и успешно применялся метод подрядной работы с бригадами строителей на стройках г. Якутска.
В конце семидесятых годов прошлого века начальником Якутского транспортного управления был назначен один из виднейших руководителей автомобильного транспорта Зинштейн Марк Израйлевич. Вот с его приходом в нашу отрасль автотранспорт общего пользования начал бурно развиваться. Как раз этот период совпал с освоением Южной Якутии, развитием золото - и алмазодобывающей промышленности. Объем грузоперевозок в республике резко возрос. Были созданы новые автотранспортные предприятия - это Нерюнгринское пассажирское АТП, Чульманское грузовое АТП, Усть-Нерское АТП, Удачнинское АТП, Алданское пассажирское АТП. Расширялась география и дорожно-строительных управлений. Новые ДРСУ были созданы в пос. Беркакит, Усть-Мая и др. Везде, где образовывались новые предприятия, мы создавали и первичные профсоюзные организации. В то время наша жизнь проходила в командировках.
Пользуясь развитием отраслей, по инициативе нашего председателя Подойницына И.И., областной комитет профсоюза принял решение обзавестись и социальными объектами. Так, в 1977 году Якутский городской Совет народных депутатов передал на наш баланс детский лагерь для трудновоспитуемых детей в пригороде, который мы впоследствии переименовали в пионерский лагерь "Огонек". В 1980 году на территории этого лагеря обком профсоюза начал строительство санатория-профилактория для автомобилистов и дорожников. Строительство шло методом "народной продразверстки" - все предприятия помогали чем могли, кто стройматериалами, кто рабочей силой и т.п. Четыре года мы "всем миром" строили этот объект и в 1984 году пустили его в эксплуатацию, дав ему имя - санаторий-профилакторий "Березовая роща". В этом лечебно-профилактическом учреждении были предусмотрены грязелечение, физиотерапия, гидромассаж, иглотерапия и другие виды процедур. В то время это было большим достижением. Впервые за годы существования как самостоятельной отрасли автомобилисты и дорожники получили возможность оздоравливаться в своем санатории-профилактории. А в те годы численность членов профсоюза в областной профсоюзной организации составляла свыше 16 тыс. человек.