Важнейшими свойствами первой версии "Апорта" являлся перевод запроса и результатов поиска на английский язык и обратно, а также реконструкция всех проидексированных страниц из собственной базы (что означает возможность просмотра страниц, уже несуществующих в оригинале).
В ноябре 1998 года компания "Агама" была куплена за 55 тысяч долларов израильским капиталом в лице Джозефа Авчука (с сохранением торговых марок "Апорт" и "Агама"). В марте 1999 года Авчук входит в долю, а летом того же года окончательно покупает каталог Ау!, торговой марке которого повезло существенно меньше - она была переименована сначала в AtRus, а потом и вовсе уничтожена при экспорте каталога на сайты "России он-лайн", "Омен" и "Апорт". К концу 1999 года Авчук вложил в "Апорт" и AtRus первый миллион долларов, позволивший в октябре того же года представить на компьютерных выставках по обе стороны океана принципиально новую поисковую машину "Апорт 2000", полностью интегрированную с Atrus (ныне "Каталог-Апорт").
"Апорт 2000" стал первым русским поисковиком, построенным на основе выдачи результатов по отдельно взятым сайтам. Для разделения ресурсов на сайты используется информация, которую "Апорту" предоставляет каталог AtRus или сведения, введенные в "Апорт" владельцами ресурсов. На худой конец, приходится опираться на алгоритм, который позволяет по некоторым формальным признакам выделить отдельные сайты.
"Апорт 2000" стал первой российской поисковой машиной, практически реализовавший две базовых технологии американской поисковой машины Google. Первая - учет "ранга страницы" (Page Rank), который характеризует ее популярность (вычисляется по количеству ссылок на ресурс из внешнего Интернета: вес ссылки с популярного сайта выше, чем вес ссылки с менее популярного; ссылки, включающие слова запроса, имеют больший вес, чем, скажем, слово "здесь"). Вторая - обработка запроса, ориентируясь на HTML-код страницы (к примеру, анализ текста, содержащегося между тегами шрифтов h2 и h6 дает больший приоритет для первого варианта). В "Апорт 2000" учитывается также вхождение слов запроса в URL. Среди недокументированных особенностей - больший приоритет сайтам, получившим высшую и элитную лигу в каталоге AtRus.
Еще на этапе разработки "Апорта 2000" в него были заложены "крючечки", позволяющие корректировать приоритеты в выдаче результатов с учетом посещаемости сайтов по счетчику Aport Top 1000 и для сайтов, чье название в службах реальных имен является синонимом или совпадает со словами запроса (так как любая служба имен модеририруется, и полной чуши в ее данных быть не может). Обе эти возможности до сих пор не реализованы.
Можно отметить и то, что "Апорт" первым устроил поиск по новостным лентам (какие бы ложные сведения о приоритете "Яндекса" в этом сервисе не распускал в свое время Internet.ru).
И, наконец, еще одно первенство "Апорта" - использование платной нулевой строки в выдаче (кстати, "Апорт" первым среди наших поисковиков начал покупать такой сервис у AltaVista, которая за небольшую плату выдавала его ссылку первой при запросе "Russian Search"). Однако в "Апорте" нельзя купить не нулевое, а просто более высокое место для своего сайта в результатах поиска.
Пользователи "Апорта" (в отличие завсегдатаев "Яндекса") мало пользуются расширенным поиском (на 8000 загрузок простой страницы приходится 300 вызовов страницы "Расширенный поиск").
Организация масштабируемости в архитектуре "Апорт 2000" такова, что можно дробить поисковую базу "Апорта" на несколько отдельных баз, каждый маленький "Апорт" работает на своем компьютере. "Апорт 2000" считает, что весь Интернет поделен на фрагменты. После проведения поиска по этим фрагментам, пользователю интегрируется и выдается общий ответ. Добавлять новые маленькие "апортики" можно путем не очень сложной процедуры. В случаях аварий отдельных машин выдаются несколько отличные от штатных интегральные результаты, что мы можем время от времени наблюдать.
31 июля 2000 года Golden Telecom купил семейство интернет-проектов "Агама", включающее "Апорт" и AtRus, для включения в "Россию-он-лайн" и околоконтентные проекты.
В мае 2001 года окончательно завершилась сделка по смене хозяина самого Golden Telecom. Андрей Косогов (первый заместитель председателя правления "Альфа-банка") сообщил "Интерфаксу" о том, что новые владельцы контрольного пакета будут осуществлять только стратегическое управление Golden Telecom через совет директоров (все прежние хозяева "Апорта" непосредственно вмешивались в управление проектом).
Поисковая система Yandex.
www.yandex.ru
www.ya.ru - текстовая версия
На сегодняшний день имеет самую большую базу данных, которая имеет кластерную структуру и размещена на нескольких серверах.
В 1996 году компанией CompTek, созданной со стопроцентным американским участием, на выставке Internetcom было официально объявлено о существовании "Яндекса". Это была морфологическая приставка к "Альтависте", которую отличало быстродействие и умение строить гипотезы. Пословный индекс для незнакомых слов организован также, как и для словарных - этим "Яндекс" отличается от других поисковиков.
23 сентября 1997 года "Яндекс" стал интернет-проектом. Релевантность документов вычислялась в зависимости от частотных характеристик искомых слов, веса слова или выражения, близости искомых слов в тексте документа друг к другу и так далее. В октябре 1999 года в интервью "ИнфоБизнесу" Аркадий Волож указал: "Финансирование "Яндекса" всегда было не ниже сегодняшнего финансирования "Апорта". В результате, 6 июня 2000 года была представлена вторая версия системы, а нынешняя версия функционирует с 23 мая 2001 года. Ее главное нововведение, которое потребовало неизбежной перестройки ядра, - ранжирование по ссылкам. Другие нововведения относятся, главным образом, к переформулированию системой запросов пользователя: "что такое предмет" преобразуется в "предмет - это .", а если запрос начинается на слово "как", то в результатах в первую очередь пытаются выдать FAQ или иной справочный документ. Новый "Яндекс" стал "понимать" альтернативную лексику, которая входит в 5 процентов запросов. Только в последней версии Яндекса индекс цитируемости стал непосредственно использоваться поисковой машиной.
В настоящее время "Яндекс" обладает самой полной базой документов среди русских искалок, а также самой узнаваемой маркой.
Сравнение качества поиска
Поисковая машина характеризуется двумя важнейшими параметрами: точностью и полнотой (полнота есть отношение количества найденных релевантных документов к полному количеству релевантных документов в базе данных).