рефераты по менеджменту

Анализ процедуры разработки нормативных документов

Страница
4

В Федеральном законе «О техническом регулировании» появилась, новая категория документов в области стандартизации - стандарты организаций. Им посвящена ст.17 Федерального Закона «О техническом регулировании», в п.1 которой раскрывается, как следует понимать термин организации, в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц.

Стандарт организаций - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, реализации, выполнения работ или оказания услуг [1].

Используемое в Федеральном Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действующем Федеральном Законе «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а так же другими объединениями.

В соответствии с Федеральным Законом стандарты организаций фактически занимают низшую иерархическую ступень в общей системе документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, что, не умаляет ни их значимости, ни практической ценности. С точки зрения практического применения в конкретной организации, они являются первостепенными руководящими документами, в которых с учетом соответствующей специфики юридически закрепляются локальные требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в сфере технического регулирования [14].

Стандарты организаций могут разрабатываться на применяемую в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами [7].

Объекты стандартизации внутри организации

К объектам стандартизации внутри организации относятся:

· процессы организации и управления производством;

· составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

· процессы менеджмента;

· технологическую оснастку и инструмент;

· технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

· методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

· услуги, оказываемые внутри организации (в т.ч. и социальные);

· номенклатуру сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

· процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции.

В форме стандартов организаций также можно отразить вопросы, связанные с обеспечением соблюдения требований технических регламентов и применением в конкретной организации национальных российских стандартов, международных и межгосударственных стандартов, национальных стандартов других стран, а также стандартов иных организаций [14].

В качестве основных объектов для стандартов организаций выступают продукция и услуги, являющиеся результатом работы организаций. Не исключается разработка стандартов организации и на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний (на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов). Подобные стандарты организации, как правило, ориентированы на внешнее применение [14, 7].

В качестве субъектов - потенциальных разработчиков стандартов организаций, выступают организации, под которыми понимаются юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, способные от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, а также имеющие самостоятельный баланс или смету и зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых. К таким организациям Федеральный Закон, относит: коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации [7].

Цели и преимущества разработки стандартов организаций

Цели разработки стандартов организаций аналогичны целям создания национальных стандартов. Эти цели обозначены в ст.11 Федерального Закона «О техническом регулировании». Кроме того, положения рассматриваемой статьи предусматривают разработку стандартов организаций в целях:

- совершенствования производства;

- обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок [1].

К общим целям стандартизации (согласно ст.11 Федерального Закона «О техническом регулировании») относятся:

 повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

 содействие соблюдению требований технических регламентов;

 повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 обеспечение научно-технического прогресса;

 повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

 рациональное использование ресурсов;

 техническая и информационная совместимость;

 сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

 взаимозаменяемость продукции.

Таким образом, в любой организации можно выявить значительное число задач, которые целесообразно решать с помощью стандартизации, проводимой на уровне данной организации, исходя из определения термина стандартизация.

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Существуют и другие виды текстовых документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения отдельных видов документов установлены на национальном уровне (в первую очередь, в межгосударственных стандартах, действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов). Поскольку эти стандарты нередко входят в комплексы стандартов (в данном случае Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)), то для них характерна излишняя сложность структуры и содержания, а кроме того, они ориентированы преимущественно на крупные предприятия, в первую очередь машиностроительной и приборостроительной отраслей промышленности. Причем установленные в этих стандартах формы документов давно устарели, так как большинство предприятий оформляет, хранит и передает подобную документацию в электронном виде [14].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту