На основе указанных выше подходов определены возможные предлагаемые направления реструктуризации СКП на основе концепции маркетинга (рис. 1).
Рис. 1 – Направления реструктуризации СКП на основе концепции маркетинга (составлено автором)
В исследовании рассмотрены каждое направление реструктуризации СКП на основе концепции маркетинга и определены особенности их реализации.
Важнейшее значение в исследовании уделено совершенствованию системы оценочных показателей.
Фактический процент загрузки любого СКП в конкретный период времени есть результат действия многих факторов: состояния предприятия, спроса, конкурентоспособности на рынке, месторасположения и т.п. Показатель процента загрузки дает оценку работы двух несопоставимых по своим характеристикам СКП или двух несопоставимых по критериям групп номеров, либо уровней загрузки номеров одного и того же СКП, но в разные периоды времени. В основе лежит отношение числа проданных номеров к общему числу номеров, которые могли быть проданы. В настоящее время он не удовлетворяет руководителей маркетинговых служб по следующим причинам: не отражает структурную загрузку, не связан с категориями номеров и уровнем обслуживания.
В связи с этим, предложено в СКП использовать инновационный механизм оценки структурной заполняемости СКП, в котором особое значение имеет расчёт уровня загрузки по категориям номеров. В России, в отличие от зарубежных СКП, наибольший уровень заполняемости приходится на низшую категорию номеров. Поэтому, предлагается определять уровень инновационности СКП с помощью интегрального коэффициента имиджевой загрузки (К из):
Киз= (разработано автором)
где Кв – коэффициент загрузки номеров высшей категории (номера люкс);
Кс – коэффициент загрузки номеров средней категории (номера полулюкс и студио);
Кн – коэффициент загрузки номеров низшей категории (стандартные, двухместные, одноместные, со всеми удобствами и с частичными удобствами).
Критерием высокого уровня имиджевой загрузки является значение этого показателя на уровне не менее 0,50. Преимущество этого показателя заключается в том, что он отражает два основных фактора: ценовой и уровень качества обслуживания.
В связи со структурной перестройкой экономики резко снизился объём инвестиций в СКП, значительное количество которых имеют устаревшие основные фонды, что отрицательно сказывается на объеме и качестве реализуемых услуг. Поэтому, необходимо проводить оценку их состояния, для чего предлагается, наряду с существующими показателями износа, обновления, выбытия использовать показатель структурной инвестиционной составляющей в пассивах СКП (Кис), который рассчитываются по формуле:
(разработано автором)
где Д всп – вложения со сроком погашения не менее 3-х лет (руб.);
П – величина пассивов СКП (руб.).
Рассмотренные выше проблемы маркетинга в санаторно-курортном комплексе дополнены исследованием взаимосвязи маркетинговых структур с системами управления СКП.
Во второй главе «Взаимосвязь маркетинговых структур с системами управления предприятий санаторно-курортного комплекса» исследованы особенности рекреационного предпринимательства в Краснодарском крае, проанализирована конкурентоспособность санаторно-курортных предприятий, исследована адаптированность их управленческой структуры к потребностям маркетинга. Рекреационный комплекс Азово-Черноморского побережья Краснодарского края занимает ведущее место по числу рекреационных предприятий, их ёмкости, объему продаж (табл. 2). Так, например, доля СКП Азово-Черноморского побережья в общем числе СКП Краснодарского края составляет 75,6%, по числу мест в них 97,2%, а по числу отдохнувших 95,0%.
Табл. 2 – Объем платных услуг населению по видам, млн. руб.
Виды услуг |
1995 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
санаторно-курортные – всего, в том числе: |
1031 |
2631 |
3451 |
5386 |
4288 |
7175 |
9530 |
туристские |
247 |
424 |
558 |
522 |
617 |
816 |
1020 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения |
1450 |
1905 |
2573 |
3378 |
4795 |
6392 | |
санаторно-оздоровительные |
784 |
757 |
988 |
1193 |
1358 |
1564 |
2118 |
Объём платных СКУ на душу населения в период с 2003 по 2005 гг. приведен в табл 3.
Табл. 3 – Объем платных услуг на душу населения в санаторно-курортной и туристской сфере Краснодарского края, млн. руб.
Показатели |
1995 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Объем платных услуг, всего |
253 |
657 |
759 |
1070 |
1305 |
1752 |
2307 |
туристские |
49 |
84 |
111 |
104 |
121 |
160 |
200 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения |
287 |
377 |
511 |
661 |
940 |
1254 | |
медицинские |
48 |
136 |
175 |
218 |
257 |
346 |
438 |
санаторно-оздоровительные |
156 |
150 |
196 |
237 |
266 |
306 |
415 |