• метод определения процентной ставки (тарифа) на основе анализа максимального пика убытков и прибылей10;
3. Определение цены с ориентацией на конкуренцию, при этом уровень процентной ставки (тарифа) определяется с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения финансового посредника на рынке:
• метод определения уровня процентной ставки (тарифа) путем следования за рыночными;
• метод определения процентной ставки (тарифа) путем следования за процентными ставками (тарифами) финансового посредника – лидера на рынке;
• метод определения процентной ставки (тарифа) на основе привычных, принятых в практике работы данного рынка процентных ставок (тарифов)11;
• метод установления процентной ставки (тарифов) в зависимости от прочих условий. 4. Маркетинговые методы установления процентных ставок (тарифов) предполагают, что в качестве базиса определения уровня процентной ставки (тарифа) учитываются прежде всего мнения, требования клиентов банка и их возможности:
• метод установления процентных ставок (тарифов) для привлечения клиентов с более высокими доходами;
• метод по принципу «стоимость – выгодность»12;
• метод, основанный на концепции «анализ доходности клиента»13.
5. Методы установления процентных ставок (тарифов) на новые виды услуг с учетом жизненного цикла:
• метод «снятия сливок»;
• метод «прорыва на рынок».
6. Методы установления процентных ставок (тарифов) на основе расчетов прайсингов параметрических рядов услуг основан на том, что уровень процентной ставки (тариф) должен определяться путем сопоставления с процентными ставками (тарифами) на другие аналогичные услуги финансовых посредников, стоящие в одном параметрическом ряду финансового посредника и финансовых посредников-конкурентов.
7. Многофакторный метод ценообразования в зависимости от количества и качества услуг, предлагаемых клиенту14.
На современном этапе развития теория ценообразования не является самостоятельным направлением, вкрапливаясь в более широкие направления обсуждения общей теории денег, спроса и предложения, теории экономического роста и проблем распределения. Тем не менее обсуждение проблем, связанных с ценообразованием, можно найти в работах М. Блауга, Коддингтона, Дж. Хикса, Р.Ф. Харрода, Дж. Р обинсона, Р. Голдсмита, Р. Фридмена, Дж. Дьюзенберри, Ф. Модильяни, Р. Брумберга, А. Андо, Х.С. Хаутэккера и т.д. Причем в последние десятилетия основное внимание уделяется не столько теоретическому аспекту ценообразования, сколько моделированию ранее установленных взаимосвязей (Б. Кинг, Д. Хестер, Э. Элтон, М. Грубер, Дж. Фаррел, Б. Розенберг, Р. Кан, Р. Арнот, Дж. Вэй, Дж. Шэнкен, С. Браун).
Наибольшую популярность получили модели И. Фишера, С. Росса и У. Шарпа.
Бесспорное признание получило положение о том, что на макроэкономическом уровне процентные ставки и цены испытывают непосредственное влияние инфляционных процессов. В частности, после введения в 1973 г. плавающих валютных курсов были зарегистрированы ощутимые расхождения в процентных ставках различных стран. Эти отличия обусловлены различной ориентацией денежной и экономической политики стран15. Положение о связи уровня рыночных процентных ставок (цен) и темпах инфляции впервые выдвинуто И. Фишером и носит название модели Фишера, согласно которой номинальная ставка процента определяется как функция реальной нормы процента и ожидаемого темпа инфляции.
Вторая по популярности модель САРМ (Capital Assets Pricing Model – модель ценообразования на капитальные активы), сформулированная У. Шарпом, основана на ряде предположений о поведении инвестора и существовании совершенных финансовых рынков16.
АРТ (Arbitrage Pricing Theory – арбитражная теория ценообразования) является альтернативной моделью ценообразования. АРТ, так же, как и САРМ, относится к равновесным теориям ценообразования. АРТ была разработана Стефаном Россом и является менее сложной по сравнению с САРМ. Главным предположением, на котором строится АРТ, является то, что каждый инвестор стремится использовать возможность увеличения доходности своих активов без увеличения риска17. В основе модели АРТ лежит принцип арбитража. Модель устанавливает регрессионную зависимость поведения цен активов от различных факторов, действующих в экономике. При этом риск, связанный с обладанием активом и выражаемый вариацией его цены, разлагается на риски, порожденные зависимостью актива от отдельных факторов. Доходность актива описывается факторной моделью, но при этом не идентифицируются сами факторы. АРТ оставляет без ответов вопросы о количестве и сущности факторов, которые влияют на ожидаемые доходности активов. В большинстве исследований этой проблемы к таким факторам относят: показатели общей экономической активности, величина инфляции (ожидаемой и неожидаемой), разница между долгосрочными и краткосрочными ставками, разница между надежными и ненадежными активами.
В последнее время широкое распространение получил маркетинговый подход к деятельности фирмы в целом и ценообразованию в частности. По мнению ряда авторов18, принципиальное отличие маркетингового подхода к определению уровня процентной ставки или тарифа от классической теории цен состоит в том, что запрашиваемая цена не является непосредственным продуктом рациональной калькуляции, а основывается на поиске некой «оптимальной» равновесной рыночной характеристики. Принятие решений в этой области увязывается с общей программой маркетинга банка.
В настоящее время выделяют три основных направления ценообразования: затратное, субъективное маржинальное и неоклассический синтез. Затратное ценообразование учитывает совокупные расходы кредитной организации (переменные и постоянные). Субъективное маржинальное ценообразование базируется на категории полезности, которая рассматривается как мера предпочтения потребителя данному товару (или услуге) из предлагаемого набора. Теория неоклассического синтеза ценообразования учитывает приростные (главным образом переменные) затраты с учетом равноправного влияния двух факторов – спроса и предложения, ранее рассматривавшихся отдельно.
Таким образом, на ценовую политику структур финансового предпринимательства оказывает влияние ряд факторов, как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся:
• соотношение совокупного спроса и предложения денежных средств;
• кредитно-денежная, а также фискальная политика государства (в том числе: операции на открытом рынке, изменение резервных норм, ставки рефинансирования и системы налогообложения);
• степень инфляционного обесценения денег. Уровень процентных ставок и тарифов, необходимость их регулирования также является результатом сложного взаимодействия факторов не только финансовой, но и производственной сферы. К их числу относятся цикличность производства, достигнутый в стране уровень накопления денежного капитала и сбережений, общий уровень развития денежных рынков и рынков ценных бумаг, международная миграция капиталов, состояние национальной валюты.