Счет внешнеэкономических связей ("остального мира") отражает финансовую сторону внешнеторговой деятельности.
Безусловным достоинством СНС можно считать то, что все их показатели увязаны между собой. Это наглядно видно из следующей таблицы (табл. 1).
Система макроэкономических показателей и показателей функционирования рынка в отдельных счетах СНС
Счета |
Показатели |
Взаимосвязь показателей | |
. |
Использование |
Ресурсы |
. |
1. Производства |
Промежуточный выпуск Валовая добавленная стоимость |
Валовой выпуск |
. |
2. Образования доходов |
Оплата труда Чистые налоги на производство Субсидии Валовая прибыль |
2. Валовая добавленная стоимость |
2=3-1 |
3. Первичного распределения |
Доходы от собственности переданные Валовые первичные доходы |
7. Валовая прибыль Доходы от собственности полученные 4. Оплата труда 5. Чистые налоги на производство |
7=2-4-(5-6) 9=7-(10-8) |
4. Перераспределения доходов |
11.Текущие трансферты 12. Валовой располагаемый доход |
9. Валовые первичные доходы 13. Текущие трансферты полученные |
12=9+(13-11) |
5. Использования доходов |
14. Расходы на конечное потребление 15. Валовые сбережения |
12. Валовой располагаемый доход |
15=12-14 15=16-1 |
6. Капитальных затрат |
16. Валовое накопление основных и оборотных средств 17. Чистые покупки земли, нематериальных активов(+) 18. Чистые кредиты (+) Чистые долги (-) |
18. Чистые кредиты (+) Чистые долги (-) |
18=15-16-17 |
7. Финансовый |
19. Приобретение финансовых активов |
20. Принятие финансовых обязательств 18. Чистые кредиты (+) Чистые долги (-) |
. |
Данная таблица позволяет убедиться во взаимосвязи показателей СНС, она также раскрывает методику расчета балансирующей статьи каждого сводного счета. Рассмотренные показатели рассчитываются не только по народному хозяйству, но и по каждой его отрасли отдельно, в том числе по отраслям сферы товарного обращения. Это позволяет охарактеризовать роль каждой такой отрасли и рыночной сферы в целом в формировании того или иного макропоказателя и, следовательно, в социально-экономических процессах.
Плановая экономика в известной мере создавала государственной статистике комфортные условия, поскольку все без исключения ее субъекты обязаны были представлять в установленные сроки любую требуемую информацию. Основным методом сбора информации о торговых процессах была организация статистической отчетности; методы выборочного наблюдения использовались весьма ограниченно.
Появление частных и акционерных предприятий столкнуло статистику с проблемой коммерческой тайны, попытками ряда фирм, занимающихся продажей и сбытом товаров и услуг, уклоняться от представления информации о своей деятельности.
Сами коммерческие структуры не смогут успешно функционировать, если не создадут собственные системы учета и отчетности в соответствии с потребностями маркетинга. Кроме того, налоговая служба обязывает коммерческие фирмы иметь и представлять информацию, которая может быть одновременно использована и в целях формирования информационного банка статистики рынка (как это было в русской торговой статистике до 1917 г.). Актуальной задачей государственной статистики является полный переход на выборочную систему отчетности с позиций разумной достаточности и периодичности представляемых сведений.
Можно представить себе следующую примерную схему и иерархию информационной базы государственной статистики рынка товаров и услуг:
обязательная отчетность по кругу главных показателей, представляемая всеми лицензированными предприятиями и объединениями (фирмами, кооперативами и т. п.), занимающимися куплей-продажей (сбытом) товаров, оказанием услуг;
отчетность по более широкому кругу показателей, представляемая предприятиями (фирмами), попавшими в выборочную совокупность;
единовременные обследования (торговые переписи, сплошные, выборочные обследования) по кругу показателей, не требующих регулярного изучения, а также необходимых для проведения каких-либо государственных акций или для контрольных целей;
данные статистики семейных бюджетов и других обследований населения, данные различных экспертных оценок.
Определенной частью информации, необходимой коммерческим структурам для оценки рыночной ситуации, будет располагать только государственная статистика
Во-первых, это информация о состоянии рынка в целом (правда, здесь конкурентом государственной статистики могут явиться крупные специализированные маркетинговые фирмы или альтернативные статистические и конъюнктурные службы), тогда как коммерческая фирма обычно располагает информацией, касающейся сравнительно узкого сегмента рынка;
во-вторых, сводная информация о состоянии и изменении цен;
в-третьих, демографическая информация;
в-четвертых, информация о доходах и расходах всего населения и ряд других данных, которые не могут получить информационные службы фирм.
Подобная информация может быть предоставлена маркетинговым пользователям на коммерческой основе, как это делается в зарубежной практике. В ряде зарубежных стран существуют специализированные фирмы, которые собирают, разрабатывают и продают клиентам экономическую и статистическую информацию, прогнозы, оценки и другие материалы. Базы данных продаются в форме таблиц, обзоров, графиков, компьютерных дискет, а также через телефонное подключение с использованием персональных ЭВМ.
Методология статистики рынка опирается на теорию статистического исследования и разрабатывается исходя из поставленных задач. Выше было показано, что рынок - сложное явление, тесно связанное с состоянием и развитием экономики в целом и со сложившимися социальными условиями. Для его характеристики следует привлекать весь современный арсенал статистического исследования. Уже упоминалось, что статистическая методология анализа и прогноза рыночных процессов и явлений определенным образом используется в маркетинге, методология которого имеет свою специфику.