Результатом реализации потенциала рынка товаров и услуг являются удовлетворение покупательского спроса, вовлечение товарной массы и массы услуг в сферу обращения и последующий их переход в сферу потребления (напомним, что в сфере услуг эти два процесса не всегда разделены во времени, тогда как в сфере товарного обращения их, как правило, разделяет значительный отрезок времени).
Цель оценки потенциала рынка заключается в характеристике рыночных возможностей как на макроуровне, так и на микроуровне отдельных фирм.
Принципиальная схема расчета потенциала рынка товаров и услуг сводится к следующим действиям: определяется число производственных и потребительских единиц, исчисляются показатели удельной мощности (покупательной способности) соответственно производства и потребления. В формулу вводятся показатели эластичности предложения и спроса от цен, доходов и других факторов рынка. Можно также выделить долю рынка, которая, по расчетным оценкам, достанется конкурентам (данная поправка рассчитана на оценку потенциала на микроуровне конкретной фирмы). В формулу могут быть также введены показатели, ограничивающие или, наоборот, расширяющие объем производства и потребления.
В общем виде формула потенциала рынка выглядит следующим образом:
n
P = (Ni * Wi * Эx) + Fj
i=1
где Ni-единицы производства или потребления;
Wi - показатели мощности единиц (производственной или потребительской);
Эх - эластичность спроса или предложения ;
Fj-прочие факторы и элементы потенциала;
n-число единиц потенциала.
В развернутом виде принципиальная схема расчета производственного потенциала (потенциала товарного предложения) на какой-то период может быть представлена в виде следующей формулы:
n
Q = (Ni * Wi * Di * Ri * Эх) - B - C
i=1
Где Q - производственный потенциал рынка, т. е. объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода;
Ni -предприятия или группа предприятий, производящих данный товар (продукт или услугу);
Wi-мощность предприятия (или средняя мощность по группе);
Di - степень загрузки производственных площадей;
Ri-степень обеспечения ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;
Эx - эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;
В - внутреннее производственное потребление (по нормативам);
С - часть продукции, которую, по оценкам, будут производить конкуренты;
n -число i-х производственных предприятий.
При расчете потенциала товарного предложения конкретной фирмы в процессе выбора дистрибьютора целесообразно заменить приведенную выше общую модель потенциала объема продукции более простой частной моделью типа:
Q = (q * Э - B)
где qi-объем продукции (услуг), запланированный на i-м производственном предприятии к выпуску в соответствии с портфелем заказов {qi=Wi*Di*Ri),
n -число предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт.
Определение потребительского потенциала рынка - важное звено в системе изучения покупательского спроса. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождествен ему.
Емкость рынка - количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.
Иногда этот показатель определяется, подобно спросу, с помощью многофакторной прогнозной модели спроса. Этот расчет носит вероятностный, часто многовариантный характер.
Другой метод расчета емкости рынка - построение мультипликативно-аддитивной модели, основанной на нормативных и экспертных показателях. Она может считаться универсальной и использоваться как для потребительского рынка средств производства, так для потребительского рынка предметов потребления и услуг. Емкость рынка определяется в разрезе отдельных локальных рынков конкретных товаров и услуг (часто-региональных).
Емкость рынка может быть выражена формулой, построенной по следующей схеме:
E= (Si*k*Эх) + P- (Н-Иф-Им) - А - С
где Е -емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенном периоде);
Si - численность i-й группы потребителей;
k-уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде, или норматив потребления i-й группы потребителей (нормативы: технологические - для средств производства, физиологические - для продуктов питания, рациональные - для непродовольственных продуктов и услуг);
Эх - коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов;
Р - объем нормального страхового резерва товаров;
Н-насыщенность рынка - объем товаров, имеющихся домашнем хозяйстве населения, или средств производства на предприятиях на данный момент времени или за его отрезок;
Иф - физический износ товаров;
Им - моральный износ товаров;
А - альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и т. п.), а также потребление товаров-заменителей;
С - доля конкурентов на рынке.
Показатель насыщенности рынка играет и самостоятельную роль в конъюнктурном анализе, поскольку он оказывает сильное влияние на цикличность рынка, ограничивая спрос.
Насыщенность рынка - это степень обеспеченности потребителей товарами, определяемая или экспертным путем, или на основе выборочного обследования домашних хозяйств. Для товаров длительного пользования используется балансовый метод расчета:
Нк = Нн +- П-В,
где Нк - наличие товаров на конец периода;
Н н -.наличие товара на начало периода;
П - покупка (поступление) товаров за период;
В - выбытие товаров за период.
При этом выбытие рассчитывается по нормативам средней продолжительности службы товара. Физический и моральный износ вызывает так называемый спрос на замену.