В дополнение к пяти естественным счетам, показанным в Таблице 9.1, нам будут нужны еще четыре функциональных счета:
персональные продажи;
упаковка и отсылка;
рекламирование;
выписка счетов и накладных.
Исследования показали, что зарплата распределяется следующим образом:
Таблица 9.2
Распределение зарплаты
Затраты на зарплату |
Объем затрат |
Персонал продаж |
15000 |
Пакующие рабочие |
13500 |
Штат офиса |
9000 |
Рабочее время штата офиса аналитик разделил поровну между рекламированием и оформлением накладных.
Все затраты на рекламирование связаны с товаром С.
Арендуется все здание, в котором 20% занимает офис, в остальном проводят упаковку (отсылку) продуктов.
Данные по продажам продуктов компании:
Таблица 9.3
Продажи продуктов
Товар |
Производственная себестоимость |
Цена |
Число проданных единиц |
Доход от продаж |
Относит. габарит за единицу |
А |
105 |
150 |
1000 |
150000 |
1 |
В |
525 |
750 |
100 |
75000 |
3 |
С |
2100 |
3000 |
10 |
30000 |
6 |
Итого |
. |
. |
1110 |
255000 |
. |
Все изучаемые заказчики покапают различные комбинации товаров компании, размещают разное число заказов и требуют разных усилий по продаже.
Таблица 9.4
Данные о заказчиках
Заказчик |
Число вызовов продавцов |
Число размещ. заказов |
Число единиц товаров | ||
А |
В |
С | |||
Шарль |
30 |
30 |
900 |
30 |
0 |
Джеймс |
40 |
3 |
90 |
30 |
3 |
Хью |
30 |
1 |
10 |
40 |
7 |
Всего |
100 |
34 |
1000 |
100 |
10 |
Для применения абсорбционного метода учета издержек необходимо распределить естественные издержки на функциональные статьи затрат. Как уже отмечалось, аналитик разделил поровну время работников офиса между двумя функциями: рекламированием и оформлением накладных. Логично предположить при этом, что затраты на содержание офиса, почтовые и канцелярские расходы также распределяются поровну между этими двумя функциями. Аренда распределяется на основе данных п. 3 :
20% - офис (1500); 80% - упаковка и рассылка (6000).
Все упаковочные материалы прямо списываются на функцию упаковки и рассылки (пример прямых затрат). Т. к. упаковочные затраты зависят больше от габаритов проданного товара, то необходимо учесть эту зависимость:
Таблица 9.5
Данные по упаковке
Товар |
Число проданных единиц |
Относительные габариты ед. |
Упакованные единицы | |
1 |
А |
1000 |
х1 |
1000 |
2 |
В |
100 |
х3 |
300 |
3 |
С |
10 |
х6 |
60 |
Итого |
1110 |
. |
1360 |
Теперь можно построить основную таблицу пересчета естественных затрат и функциональные статьи.
Таблица 9.6
Перевод естественных затрат в функциональные
Естественные статьи |
Персонал продаж |
Упаковка и отсылка |
Рекламирование |
Выписка накладных | |
1 |
Зарплата |
15000 |
13500 |
4500 |
4500 |
2 |
Аренда |
. |
6000 |
750 |
750 |
3 |
Упаковочные материалы |
. |
15180 |
. |
. |
4 |
Почтовые и канцелярские |
. |
. |
375 |
375 |
5 |
Содержание офиса |
. |
. |
750 |
750 |
Итого |
15000 |
34680 |
6375 |
6375 |