Отличительной особенностью современного этапа развития отечественного фармрынка является значительный рост потребления дженериков, чему способствует повышение доверия к ним со стороны медицинских и фармацевтических специалистов и пациентов. Указанное обстоятельство обусловливает определенное ассортиментное многообразие, неизбежно приводящее к усилению конкуренции. Как следствие, проблема успешности конкурентной борьбы внутри кластеров различных торговых наименований и лекарственных форм одной субстанции, зарегистрированной ВОЗ под международным непатентованным наименованием (МНН), стоит сегодня особенно остро для всех участников товаропроводящей системы фармацевтического рынка — и для производителей, и для дистрибьюторов, и для аптечных организаций. Ключевым слагаемым успеха в сложившейся ситуации является проведение компетентной и эффективной оценки конкурентной среды как основополагающего этапа в общей системе маркетинговых мероприятий.
1. Цели и объекты. Для разработки методических подходов к осуществлению этой оценки нами проведено маркетинговое исследование, основные задачи которого заключались в получении адекватной сравнительной характеристики рыночной ситуации, отражающей позиции фирм-конкурентов, выпускающих синонимы, и тип конкурентной структуры, сложившейся на территориальном фармацевтическом рынке. Исследования проводились на примере различных торговых наименований нестероидного противовоспалительного средства кеторолак.
2. Параметры и границы. Для воплощения дизайна исследования были определены следующие параметры:
товарные и географические границы рынков;
состав компаний-производителей и ассортиментная структура предложения товара; емкость рынка и доли компаний;
состояние конкурентной среды. Оценка конкурентной среды производилась для территориальных фармацевтических рынков двух субъектов ЦФО (субъект X и субъект Y), имеющих общую географическую границу и сопоставимые показатели численности населения, заболеваемости и болезненности. 3. Методология. Получение маркетинговой информации осуществлялось методом анкетирования аптечных учреждений. Композиция анкеты включала совокупность показателей, характеризующих в ассортиментном, количественном и стоимостном выражении сведения о товарных остатках и движении (истории закупок и продаж) различных торговых наименований кеторолака за 6 месяцев 2005 г. (табл. 3).
1. Состав производителей и ассортиментная структура. В результате проведенного исследования установлено, что ассортиментная структура кеторолака на двух территориальных фармацевтических рынках представлена пятью торговыми наименованиями из десяти возможных. Среди таблетированных лекарственных форм присутствуют:
Кеторол (табл. 10 мг №20, «Д-р Ред-ди'с Лабораторис Лтд», Индия);
Кетанов (табл. 10 мг №100, «Ранбак-си», Индия).
Среди ампулированных ЛФ фигурируют:
Кеторол (р-р 30 мг/мл №10, «Д-р Редди'с Лабораторис Лтд», Индия);
Кеторолак (р-р 30 мг/мл №10, «Синтез АКО ОАО», РФ);
Долак (р-р 30 мг/мл №10, «Кадила Фармасьютикал», Индия).
ТАБЛИЦА 1
ОБЩИЕ ТОВАРНЫЕ ОСТАТКИ И ДВИЖЕНИЕ КЕТОРОЛАКА В СУБЪЕКТАХ Х И У
Параметры товародвижения |
кол-во (Уп.) |
стоимость (руб.) |
Остаток на 01.01.05 |
267,8 |
— |
Закупки |
5112 |
380256,28 |
Продажи |
4863,1 |
— |
Остаток на 01.07.05 |
516,7 |
— |
ТАБЛИЦА 2
ПОКАЗАТЕЛИ ТИПА КОНКУРЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТОВ Х И У
Единица измерения |
Субъект X |
СубъектУ |
КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА CR (3) | ||
Натуральное (грамм ДВ) |
95,20 |
100 |
Стоимостное (сумма в руб.) |
94,90 |
100 |
ИНДЕКС ГИРШМАНА — ГЕРФИНДАЛЯ (HHI) | ||
Натуральное (грамм ДВ) |
6252,65 |
4418,00 |
Стоимостное (сумма в руб.) |
6375,81 |
3663,54 |
ТАБЛИЦА 3
АНКЕТА
№ |
Наименование ЛС |
Сведения о продвижении ЛС | ||||||||
МНН |
Торговое предприятие (изготовитель) |
Остаток на 01.01.05 г. |
Закуплено |
Отпущено |
Остаток на 01.07.05 г. | |||||
Кол-во |
Цена |
Поставщик |
Населению |
ЛПУ |
Др. организации |
|||||
2. Товарные остатки и движение ке-торолака. При оценке емкости потребительского потенциала аптечных учреждений на двух рынках с точки зрения спроса определено, что общий объем закупок в группе респондентов за I полугодие 2005 г. составил 5112 упаковок (при условии начальных товарных остатков 267,8 упаковок или 5%) на общую сумму 380256,28 руб. {табл. 1).