Санкт-Петербург, бесспорно, является одним из крупнейших туристских центров мира по своим туристским ресурсам. Имеется и надлежащая туристская индустрия, и инфраструктура для приема туристских потоков. Поскольку практически во всем мире туризм - доходная деятельность, то все эти предпосылки должны обеспечить весьма высокий доход от туризма в бюджет города. Однако, при наличие уникальных ресурсов и индустрии, достаточного количества туристских агентств, такого дохода нет.
Анализ современного состояния, проблем и перспектив развития туристского комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области свидетельствует:
Санкт-Петербург обладает уникальным (даже в мировом масштабе) туристским (природным и культурно-рекреационным) потенциалом, который способен удовлетворить потребности большинства категорий российских туристов.
Уникальность природного и культурно-рекреационного потенциала Ленинградской области заключается и в очень высокой территориальной плотности объектов экскурсионного показа (на 10 км2 территории региона приходится 1,5 памятника истории и культуры) и в наличии городов-музеев (на территории области к ним относятся: г. Пушкин, г. Ломоносов, г. Пав-ловск, п. Репино и т. д.)
Успешное и более полное использование огромного природного и культурно-рекреационного потенциала должно быть обусловлено, с одной стороны, активным развитием рекреационной деятельности, рекламой малоизвестных природных и культурно-исторических объектов, а с другой стороны – целенаправленной работой по сохранению имеющихся природных и культурно-рекреационных ресурсов.
Индустрия туризма в настоящее время представлена четырьмя основными структурами: туристскими агентствами и фирмами, гостиничным бизнесом, турбазами и домами отдыха, обслуживающими предприятиями (развлекательными комплексами, барами, ресторанами и т. д.).
Оценка современного состояния этих структур показывает, что они, несмотря на большое количество предприятий, находятся в кризисном состоянии. Подобные тенденции характерны и для других объектов сферы обслуживания и транспортного комплекса области. Большинство объектов инфраструктуры требуют ремонта или замены.
Сильными сторонами туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются: достопримечательности – объекты мирового наследия, уникальные музеи, сформировавшиеся мировые традиции, поддержка со стороны администрации области, крепкие партнерские связи, относительная близость всех объектов экскурсионного показа, экологическая безопасность, наличие квалифицированных кадров.
Важнейшая задача – возрождения туризма, как социального явления и становление его в качестве доходной отрасли экономики, направленной на удовлетворение туристских потребностей населения и гостей города.
Цели и задачи работы сводятся:
- характеристика нынешнего состояния и развития внутреннего туризма в Санкт-Петербурге;
- необходимость и возможность привлечения и последующего приема гостей;
- необходимость и возможность привлечения инвестиций, в том числе и иностранных;
- описание и анализ складывающейся ситуации на рынке туруслуг, причины ее возникновения и возможные последствия;
- описание предпринятых и планируемых методов, путей решения улучшения ситуации, ожидаемого результата и перспективы развития на ближайшее время.
В зависимости от транспортных средств, используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма:
Туристы на собственном транспорте турфирмы.
Транстуры на арендованном турфирмой транспорте
Туры на личном транспорте туристов
Все три вида имеют место быть в СПб.
В зависимости от способа передвижения виды туризма, характерные для города, подразделяются:
Автомобильный туризм. Удобен в случае индивидуального и самодеятельного семейного тура, либо при транзите через СПб с остановками в виде обзорной экскурсии по городу.
Железнодорожный туризм. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения.
Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспек-тивным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения. Характерен в случае делового и конгрессного туризма.
Теплоходный (водный) туризм. Наиболее распространены транзитные поездки на Валаам. Чаще всего туристы собираются в Москве и организованной группой на поезде едут в СПб, где присоединяются к другой группе, сформированной непосредственно на месте. Далее на теплоходе группа отправляется на остров.
Автобусный туризм. В случае внутреннего туризма, наиболее актуален во время каникул.
Следует отметить, что на практике часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога – автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.
Стоит отметить, что основное большинство туристов прибывает в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом. Вокзалов в Санкт-Петербурге 6, и каждый (не считая Варшавского, который находится на реконструкции в настоящее время) совмещен со станцией метро.
Московский - м. Площадь Восстания/Маяковская;
Финляндский - м. Площадь Ленина;
Витебский - м. Пушкинская;
Балтийский - м. Балтийская.
Дальше до места размещения можно доехать на метро, либо на такси. Из аэропорта можно добраться в город на такси, на маршрутке, либо автобусом.
В последнее время меняется облик главных ворот города - аэропорта. В сентябре 2005г. закончен ремонт взлетно-посадочной полосы. Вторые глав-ные ворота - шоссе Е 18 (более половины гостей города приезжают на авто-мобилях и автобусах) стало значительно безопаснее, но выглядит, особенно зимой не обустроенным и не приветливым. Двенадцать новых парковок для туристских автобусов появится в Петербурге весной 2006г. Пять из них будут платными, семь - бесплатными. Соглашение об это достигнуто между СЗ региональным отделением российского союза туриндустрии и адми-нистрацией города. Для бесплатных стоянок определены два проезда в районе Исаакиевской площади, полоса вдоль сквера Петровской набережной, Биржевой проезд, места на набережной Мойки и Лебяжьей канавки. Платные парковки разместятся возле Исаакиевского и Казанского соборов, на Конюшенной площади.
Еще лет 10 назад были колоссальные туристские комплексы, где действовал принцип: сведений нет и не будет. Сегодня все изменилось, картина другая. В Петербурге стоит зайти в отель или ресторан - фактически перед глазами определенный стандарт сервиса.
В качестве средств размещения в Санкт-Петербурге наиболее попу-лярны гостиницы, мини-отели и квартиры (используются чаще в случае самодеятельного и семейного тура). По данным Комитета по внешним связям количество предприятий, предлагающих гостиничный сервис, составляет 134 единицы. Проведенные маркетинговые исследования показывают, этого количества недостаточно для Санкт-Петербурга. Поэтому городом подго-товлены проекты строительства отелей пять звезд, где управляющими компаниями выступят такие международные компании как Radisson SAS и Hilton International. С 1999г действует программа развития рынка отелей, в ходе которой идет реализация проекта создания отелей ***** по адресам: