Редакционный бюджет завершается показанием прибыли, полученной редакцией газеты или журнала. Разумеется, лишь в том случае, если ее доходы превышают расходы. Прибыль редакции — это средства, остающиеся после вычитания ее расходов из суммы доходов. В бюджете ее называют балансовой прибылью.
Если же расходы редакции превышают ее доходы, ни о какой прибыли, естественно, речи быть не может. В этом случае возникает убыток, отмечаемый в редакционном бюджете итоговой строкой как дефицит.
Для того, чтобы избежать возникновения дефицита, угрожающего существованию редакции и ее издания, следует использовать все возможности получения прибыли.
Существу ют лишь два способа получения прибыли и предотвращения или ликвидации возникшего дефицита. Первый из них — увеличение доходов редакции с целью их превышения над расходами. Второй — уменьшение расходов редакции.
Мы уже называли реальные источники получения доходов редакцией — от реализации тиража издания до коммерческой деятельности редакции и продажи (аренды) полос номера. Вспомним также о дотировании и спонсировании редакции, возможности получения банковских кредитов. Добавим к этому, если у редакции есть солидный финансовый резерв, — дивиденды, получаемые от его хранения или хранения приобретаемых с его помощью ценных бумаг в банке на депозитном счете.
Что касается сокращения расходов, то практика многих редакций крупных и небольших изданий выработала множество методов уменьшения и предотвращения бюджетного дефицита. Журналисты, редакционные менеджеры и коммерсанты учатся экономить. Изменяя структуру редакции, функции ее сотрудников, урезая производственные расходы и т. д. Назовем лишь некоторые из этих методов и приемов, которые используют на разных этапах подготовки, производства и распространения газетного и журнального номера.
Стоимость бумаги для издания несколько уменьшают, выбирая ее сорта с меньшей плотностью. Для этого надо разбираться в сортах газетной и журнальной бумаги и быть в курсе состояния ее рынка. Редакции крупных изданий, вошедшие в информационно-издательские компании и концерны и прошедшие акционирование/устанавливают прямые контакты с целлюлозно-бумажными комбинатами, продают им часть своих акций и получают за это бумагу по более низким ценам. Создают запасы бумаги, закупая ее на несколько месяцев вперед.
Реальный путь сокращения расходов редакции на типографские работы — перевод большей части производственных процессов, связанных с выпуском номера, в ее стены. Для этого, конечно, потребуется найти солидные средства для приобретения редакционно-издательского комплекса, но расходы на это быстро окупятся и в дальнейшем дадут серьезную экономию.
Некоторые редакции многокрасочных иллюстрированных журналов выбирают более дешевые способы печати. А то и переносят процесс печатания своих тиражей за границу — в Финляндию и другие страны. Это обходится им дешевле, учитывая освобождение периодических печатных изданий, связанных с образованием, наукой и культурой, от таможенной пошлины и сборов, связанных с импортом и экспортом, — по Закону о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации.
Расходы на распространение и реализацию тиражей стремятся снизить, отказываясь от услуг Роспечати и создавая альтернативные системы подписки и розничной продажи газет и журналов.
Рынок заставляет руководителей редакций вести продуманную тиражную, рекламную и ценовую политики, выбирать наиболее эффективные для данного издания методы его распространения.
Стремясь к экономии, все чаще уменьшают размеры редакционного коллектива, изменяют его структуру, ликвидируют отделы и интенсифицируют труд оставшихся работников.
Предоставляем нашему читателю свободу в поисках способов и методов сокращения общередакционных, издательских и производственных расходов с целью предотвращения или ликвидации бюджетного дефицита и, главное, — получения прибыли. В разных редакциях — свои возможности. То, что могут себе позволить в коллективах, выпускающих крупнотиражные издания, не всегда приемлемо в малых редакциях, и наоборот.
Наконец можно подвести итоги. Соотнесем сумму доходов редакции с суммой всех расходов и, если первая превысит вторую, получим прибыль. Но это лишь балансовая прибыль. Редакции придется уплатить налог на прибыль, переведя его в федеральный и местный бюджеты. По российскому закону этот налог составлял в начале 1998 г. 32 процента суммы прибыли — она сразу уменьшится более, чем на треть. И только теперь, завершив все эти арифметические действия, получим конечный результат — остаток. Это чистая прибыль редакции, которая может использовать ее по своему усмотрению.
У газет и журналов, связанных с образованием, наукой и культурой, чистая прибыль уменьшится не столь заметно, как это происходит с остальными изданиями. Они пользуются льготами по тому же закону о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ. Прибыль таких СМИ, полученная от производства и распространения их продукции, не подлежит налогообложению в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Какие же возможности использования полученной прибыли получает редакция? Первый и простейший из множества вариантов — употребить ее на улучшение социального положения работников редакции: повысить вдвое их зарплату, увеличить гонорар, оплатить питание, выдать «отпускные» . Действительно, возможно возникновение таких ситуаций, когда подобный вариант представляется жизненно необходимым. Но он представляется скорее нежелательным исключением, — «проесть» прибыль, независимо от ее размеров, можно очень быстро.
Более рациональным представляется другой вариант: вложения большей части прибыли в укрепление материально-технической базы редакции. Приобрести новую электронную технику — персональные компьютеры, настольную типографию, войти в сеть Интернет. И укрепить финансовую базу редакции — очередным отчислением в ее Резервный фонд. Может быть, вслед за этим выкупить редакционные помещения.
Иной вариант: направить прибыль на реализацию одного из редакционных проектов, например, выпуска приложения к газете. Или вложить ее в оборотные средства редакции, купив бумагу для увеличения тиража газеты. И только после этого направить часть прибыли для улучшения социального положения работников редакции. В конечном счете все предыдущие варианты были нацелены на обеспечение существования редакции, газеты и усиление социальной защищенности ее сотрудников.
Вот теперь можно представить себе в общем виде структуру редакционного бюджета со всеми его статьями.
Бюджет редакции газеты на . год
Расходы
Обшередакционные расходы
1. Фонд оплаты труда штатных и нештатных работников
2. Фонд материального поощрения
3. Фонд социального развития
4. Почтовые расходы, оплата телефонов и других средств связи, Интернета
5.Командировочные расходы
6. Приобретение расходных материалов для работы редакции
7. Аренда помещений, мебели, техники