рефераты по менеджменту

Рекламный бюджет сетей розничной торговли и услуг: возможные методы оценки

Страница
3

Несколько иная ситуация, когда надо убедить покупателя прийти именно в данную аптеку. При рекламе торговых марок нужно достичь максимального охвата целевой аудитории. При стимуляции спроса надо также достичь максимального охвата целевой аудитории, но уже в рамках "зоны обслуживания" данного предприятия. Очевидно, что покупатель не будет тратить больше времени на покупку, чем она того заслуживает. В основе определения "зоны обслуживания" - частота совершения покупок и сопоставление размера возможной экономии со себестоимостью личного времени. Ценность собственного времени зависит от множества причин, начиная от дохода и заканчивая особенностями характера. Однако в среднем эти параметры поддаются определению на опыте.

Зоны обслуживания

Маленький магазинчик не сможет прийти на телевидение, так как у него нет необходимого количества денег. Но вот сотня маленьких магазинчиков - существенно более интересный вопрос. Посмотрим, как можно оценить требуемый рекламный бюджет.

Для примера возьмем сеть любых предприятий, имеющих ограниченные зоны влияния - обслуживаемые ими районы города. Отбрасывая все детали, будем считать, что их клиентура - это n процентов от количества жителей всего мегаполиса. Дальше мы будем говорить о доле, которую составляет "зона обслуживания" от всего мегаполиса и уже не будем придавать существенного значения типу магазина или предприятия сферы услуг. Товары или услуги каждодневного использования потребитель покупает обычно в своем микрорайоне. Разовые покупки (бытовая техника и т.п.) могут совершаться потребителем в любом микрорайоне мегаполиса. Многое зависит от услуг или типа товаров. Так, химчистка, предлагающая особенно бережное отношение к изделиям, может собирать потребителей со всего города, так как такую услугу не предлагает больше никто. Определение зоны обслуживания - достаточно серьезная задача, имеющая много параметров. Самый простой способ определить зону обслуживания - это опросить самих покупателей. Ниже мы не будем учитывать тип предприятия и обсуждать способы определения зоны обслуживания. Допустим, что нам известна величина n.

Один магазин или прачечная, не связанные в сеть, могут себе позволить только наружную рекламу или рассылку по почте листовок. В ряде развитых стран возможны и публикации в районных (по московским меркам) периодических изданиях. Автору известно здание в Москве (комплекс "Парк Плейс"), где ежеквартально издается собственная газета и рекламируется маленький супермаркет, расположенный в том же здании. Но это скорее исключение, чем правило.

С ростом количества предприятий в одной сети может произойти и качественный переход - сеть маленьких лавочек сочтет рентабельным рекламироваться по центральному телевидению. Например, сеть супермаркетов ICA в Швеции - один из крупнейших национальных рекламодателей. Но вот когда случится этот качественный переход, зависит от того, какие рекламные затраты заложены в бюджет данных предприятий.

В некотором смысле, телевидение или другой рекламный носитель может существенно расширить "зону обслуживания" предприятия. Для того, чтобы покупка совершилась, нужно, чтобы потребитель выбрал товар и чтобы потребитель пришел за товаром в магазин. Несмотря на очевидность данного высказывания, рассмотрим его под другим углом.

В обычном магазине покупатель сам должен оказаться в торговом зале в рабочее время предприятия. Но есть и альтернативные способы приобретения товара. Например, доставка товара и его оплата могут осуществляться посредством курьерской службы или благодаря услугам почты, а СМИ могут дать покупателю информацию о товаре. Следовательно, два компонента покупки (выбор и оплата) могут быть разнесены в пространстве и времени. Таким образом по отдельным товарам (типа всем уже известного тренажера "Абфлекс") зона обслуживания от района (магазин спорттоваров) резко увеличивается до размеров мегаполиса ("Магазин на диване"). В данном случае рост рекламного бюджета приводит к качественным изменениям, когда меняется уже не рекламная стратегия, а принцип торговли.

Таким образом, вопрос о зоне обслуживания каждый раз решается строго индивидуализированно.

Оценка стоимости одного контакта

Вернемся к сетям и посмотрим, как при неизменном проценте затрат на рекламу от оборота происходит естественно-необходимый переход, обусловленный ростом розничной сети, от разбрасывания листовок в подъездах до минутного ролика в праим-тайм. Основа для качественного перехода - стоимость одного контакта. Интуитивно понятно, что если аудитория для рекламного обращения мала и локальна, то надо использовать локальные средства. Если аудитория очень велика или не локализована, то КПД более мощных медиа растет по сравнению с предыдущим случаем. Здесь можно сослаться на классику: массовое производство требует массового потребления, а последнее приводит к развитию медиа.

Цена одного контакта формируется примерно следующим образом: есть начальные затраты (съемки ролика, заказ дизайна для объявления, настройка типографского станка) и затраты по доставке рекламного сообщения (покупка эфирного времени, стоимость бумаги и доставки).

В различных рекламных носителях доля начальных затрат различна. Например, при стоимости рекламной кампании на телевидении в 70 тысяч долларов стоимость ролика порядка 5 тысяч, или менее 10 процентов. Производство радиоролика (без использования голосов знаменитостей) сопоставимо со стоимостью одной минуты в прайм-тайм, а более или менее заметная рекламная кампания - не менее 30 минут в месяц на FM-диапозоне.

В полиграфии на малых тиражах стоимость подготовительных работ может определять стоимость всего заказа. Но зона влияния, например, продовольственного супермаркета - не менее 3-5 тысяч семей в районах типовой застройки. При таких тиражах печати листовок доля начальных затрат также мала и не превышает 10-15 процентов. Поэтому для оценки можно пренебречь этими расходами.

Минимальная стоимость распространения черно-белых листовок примерно соответствует стоимости бумаги и доставки плюс агентский процент. Данная величина примерно равна 2-3 центам за единицу доставленной листовки на тиражах, измеряемых десятками тысяч. Если взять население Москвы (около 10 миллионов человек), то стоимость тотального распространения листовок (в данном случае стоимость доставленного обращения за счет громадного тиража снижается почти вдвое) будет составлять около 50 000 долларов.

Стоимость одного контакта в прессе соизмерима, но при этом можно достичь большей селективности. Если специализированной прессы нет или потребителя невозможно заранее сегментировать и потребитель не планирует покупку данного товара или услуги заранее, то распространение листовок - хорошая альтернатива тотальному охвату аудитории рекламой в газетах.

Планирование покупки

Планирование покупки - очень важный элемент. Если покупатель ищет товар, то возможна даже строчная реклама (точнее даже информация) в изданиях типа "Мобиле". Если это не так, то может потребоваться покупка первых полос изданий. Например, цену на стиральную машину Siemens C10 можно давать и в строчной рекламе, так как это одна из наиболее популярных моделей на рынке (стоит примерно 600 долларов). В то же время "игрушечная" стиральная машина, стирающая белье с помощью ультразвука, умещающаяся на ладони и стоящая 300 тысяч, требует первых полос. Автору неизвестно, насколько эффективен данный прибор, но допустим, что с его помощью действительно можно стирать. Покупатель, планируя покупку машины С10, будет конкретно искать рекламу продавцов стиральных машин Siemens. Даже если это будет маленький модуль, на нужной странице и с нужным потребителю логотипом производителя, то реклама сработает. А чтобы сработала реклама "игрушечной" стиральной машины, потребителя надо заставить прочитать рекламное сообщение, а это существенно большие затраты.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту