Рис.5.1. Разграничения между понятиями маркетинговое исследование и исследование рынка [Meffert, 1993]
Понятие исследование сбыта или маркетинговое исследование уже, чем исследование рынка потому, что при их проведении беспокоятся только о рынках сбыта продукции предприятия. Тогда как исследование рынка касается также рынка производственных сил, то есть рынков рабочей силы, сырья и энергии, материалов, установок и агрегатов, денег и капитала.
Однако, введя разграничение в понятие маркетинговое исследование, исследование сбыта и исследование рынка Meffert считает их тождественными. А для значимости маркетинговых исследований интерпретирует их содержание как вид информационного (разведывательного) усилителя (Inelligenzverstaerker) [ 53] , который поддерживает руководство предприятием, и в особенности маркетинг-менеджмент, руководство маркетингом, при решении различных проблем принятия решений.
Такой точки зрения об идентичности, тождественности этих понятий придерживаются и другие ученые и специалисты (W. Hill, F. Boeker, H. Weis, J. Pesch, H. Lender и другие). Существуют и другие подходы к определению понятия и содержания маркетинговых исследований. Так швейцарский ученый, специалист в области маркетинга H.P.Wehrli ввел понятие социальных исследований, которые включают маркетинговые исследования (исследование сбыта), исследование рынка и исследование окружающей среды. Социальное исследование он употребляет как синоним терминов маркетинговые исследования и исследования рынка (рис.5.2.). Маркетинговые исследования рассматриваются им как обширная научная дискуссия с маркетинговой деятельностью, рынком (рыночные партнеры, конкуренты) и окружающей средой (экономика, экология, политика, технология, культура) [ H. P. Wehrli, 1992] .
Рис.5.2. Разграничения понятий, относящихся к маркетинговому исследованию [H.P.Wehrli, 1992]
H. C. Weis, ввел понятие исследование мотивов. Он исходит из посылки, что исследование рынка разделяется в зависимости от цели исследования на количественное и качественное исследование рынка. Цель количественного исследования состоит в том, чтобы установить численные значения, оценки о рынке, его основных характеристик. Цель количественного исследования рынка заключается в выявлении определенных мотивов для определенного поведения на рынке. В качестве приемов для исследования рынка в этой связи предусматриваются методы исследования мнения и мотивов [ 48] , которые заимствуются из психологии и социологии. Идея о выделении в структуре исследования рынка исследования мотивов, которые предшествуют принятию решений на рынке развивает содержание маркетинговых исследований. Так как методологически такое представление укрепляет неразрывную связь между проблемами рынка, проблемами предприятия, окружающей среды и маркетинга. Тем более, что мотивы непосредственно связаны с поведением социального индивидуума и или той или иной социальной структуры, к которой может быть справедливо отнесен каждый субъект маркетинговой системы.
Традиционно маркетинговые исследования проводятся по следующим основным направлениям: |
1. Исследование рынков: |
- международные рынки; |
- национальные рынки; |
- региональные рынки; |
- прогноз рынков; |
- тенденция развития рынков; |
- объем рынков; |
- потенциал рынков; |
- емкость рынков; |
- построение рыночных моделей; |
- сегментирование рынка; |
- определение целевых групп; |
2. Исследование товара: |
- исследование применения товара; |
- исследование товара для изучения возможностей и областей его применения; |
- тест продукта; |
- тест применения товара; |
- тест упаковки; |
- тест названия; |
- исследование имиджа торговой марки; |
- анализ жизненного цикла продукта; |
- тест рыночного исследования; |
3. Ценовая политика: |
- тест цен; |
- анализ соотношения цена/ качество; |
- тест рыночного исследования; |
4. Исследование рекламы: |
- тест способа рекламы; |
- анализ носителя рекламы; |
- анализ средств массовой информации; |
- контроль результатов рекламы; |
- исследование мотивов; |
- анализ читателей; |
- анализ телезрителей; |
5. Исследование сбыта: |
- анализ продавцов; |
- анализ панели домохозяйств; |
- анализ панели потребителей; |
- анализ товародвижения; |
- анализ покупателей; |
- приверженность к марке; |
- территориальное деление продавцов (региональные дилеры) ; |
- квота продаж; |
6. Исследование покупателей: |
- исследование структуры покупателей; |
- исследование поведения покупателей; |
- исследование мотивов покупки; |
- регулирование (прекращение) продаж; |
- сегментация; |
Как видно классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции и включает в себя процесс по выработке пакета документов о потенциале предприятия, его взаимосвязь с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состоянии маркетинга, коммерции и работе с потребителями. Современное маркетинговое исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства. В зарубежной литературе [ 64] высказывается мнение о необходимости расширение внутреннего содержания понятия маркетинговые исследования. Так, Bergsma сделал приблизительный набросок "четырех фазовой схемы". Со стадиями "Market Research" и "Marketing Research" чередуются стадии "исследование конкуренции" и "исследование бизнеса" . Недостатком этой концепции, по нашему мнению, является следующее: