Необходимо учесть, что прогнозирование ведется с целым рядом допущений, которые могут сильно повлиять на наш прогноз:
в наше исследование может не попасть фактор, оказывающий серьезное влияние на продажи;
используем линейное прогнозирование, а тенденция может оказаться значительно сложнее;
производим расчет прогнозного значения, как среднеарифметическое от спрогнозированных по факторам значений (см. табл. 6) без учета уровня корреляции соответствующего фактора.
Эти факторы, безусловно, снижают точность прогнозирования. Более того, заметьте (см. табл. 6), что прогнозирование в нашем примере периодов последующих за декабрем 1997 года ведется на основе не проверенных временем значений, а значений также спрогнозированных математически. То есть, чем на более длительный период времени мы пытаемся сделать прогноз, тем более не точны прогнозируемые значения.
Указанные выше ограничения не влияют на использование метода (и тем более его не отменяют), а лишь указывают нам на необходимость расчета величины "риска прогнозирования". В случае нашей методики эту погрешность можно оценить как "риск прогнозирования" по соотношению между спрогнозированным значением тенденции продаж (Q TREND) и прогнозными значениями продаж от каждого "фактора влияния" (Q1 TREND и Q3 TREND). Реализация расчета "риска прогнозирования" (var) на основе пакета MS Excel представлена в табл. 7.
Таблица 7 Реализация расчета "риска прогнозирования" (var) на основе пакета MS Excel
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H | |
1 |
Дата |
Q |
Q TREND |
F1 |
Q1 TREND |
F3 |
Q3 TREND |
var |
2 |
дек.97 |
46,3 |
140 |
48,9 |
599 |
43,7 |
=((ABS(C2-E2)+ABS(C2-G2))/2)/C2 |
Как видно из табл. 8 расчет "риска прогнозирования" построен на расчете отношения среднеарифметического отклонения прогнозных значений по отношению к среднеарифметическому значению тенденции продаж:
var =((ABS(QTREND - Q1TREND)+ABS(QTREND - Q3TREND))/2)/QTREND.
Оценка риска прогнозирования для нашего примера представлена в табл. 8. Необходимо отметить, что с увеличением срока прогнозирования растет и "риск прогнозирования": 6% для декабря 1997 года и 27% для марта 1997 года.
Таблица 8 Оценка риска прогнозирования
Дата |
Q TREND |
F1 |
Q1 TREND |
F3 |
Q3 TREND |
var |
дек.97 |
46,3 |
140 |
48,9 |
599 |
43,7 |
6% |
янв.98 |
44,9 |
153 |
47,7 |
577 |
42,1 |
6% |
фев.98 |
45,2 |
166 |
47,7 |
584 |
42,7 |
6% |
мар.98 |
55,0 |
177 |
69,8 |
613 |
40,2 |
27% |
"Риск прогнозирования" может быть учтен в объемах закупки услуги или объеме подготовленной услуги (численность наемного штата специалистов) как прямая величина процента от объема продаж. То есть в нашем примере, рекомендуется запланировать на декабрь 1997 года продажи в объеме:
Q= QTREND* var=46,3*0.94=43.5
То есть рассчитанная величина риска снижает планируемый нами объем продаж.
Полная схема "факторного линейного прогнозирования" объема продаж представлена в табл. 9, это позволяет оценить или представить весь метод в комплексе: от отбора "факторов влияния" до расчета прогнозных значений объема продаж.
Таблица 9 Полная схема "факторного линейного прогнозирования" объема продаж
0,46 |
CORR F1 |
0,06 |
CORR F2 |
0,46 |
CORR F3 | ||||
Дата |
Q |
Q TREND |
F1 |
Q1 TREND |
F2 |
Q2 TREND |
F3 |
Q3 TREND |
var |
мар.97 |
23 |
22 |
12 |
223 | |||||
апр.97 |
34 |
34 |
2 |
456 | |||||
май.97 |
55 |
45 |
3 |
556 | |||||
июн.97 |
34 |
56 |
67 |
456 | |||||
июл.97 |
22 |
77 |
34 |
567 | |||||
авг.97 |
34 |
99 |
22 |
560 | |||||
сен.97 |
44 |
102 |
33 |
334 | |||||
окт.97 |
45 |
111 |
89 |
456 | |||||
ноя.97 |
56 |
122 |
11 |
678 | |||||
дек.97 |
46,3 |
140 |
48,9 |
599 |
43,7 |
6% | |||
Янв.98 |
44,9 |
153 |
47,7 |
577 |
42,1 |
6% | |||
фев.98 |
45,2 |
166 |
47,7 |
584 |
42,7 |
6% | |||
мар.98 |
55,0 |
177 |
69,8 |
613 |
40,2 |
27% |