Весь процесс экспресс-оценки должен занимать не более 20 часов. Он не предназначен для глубокого исследования рынка и получения полной его картины, необходимой, например, для продажи/покупки лицензии или принятия решений об инвестировании. Экспрессное предварительное рассмотрение разработки является информационным инструментом оценки наличия (или выбора) перспективного рынка либо покупателя лицензии, а также (и это основное) принятия решения о перспективности продолжения разработки и/или обсуждения целесообразности соответствующего инвестирования.
Чтобы облегчить сопоставление различных продуктов/технологий (в варианте выбора из альтернативных проектов), необходимо пользоваться одним и тем же форматом отчета с однотипной информацией о каждом рынке и технологии. Каждый из ниже перечисленных разделов должен описывать конкретные аспекты жизнеспособности продукта и возможности достижения конкретных целей.
Описание технологии:
Важные технические атрибуты технологии, описанные языком, понятным не специалисту
Преимущества технологии (не технические параметры) и проблемы, которые она позволяет решить
Статус технологии (является ли технология прототипом, бумажной идеей или демонстрационной моделью)
Статус патентной защиты технологии (патент заявлен или уже получен)
Потенциальный рынок:
Уровень интереса к данной технологии
Продукты/процессы, которые могут быть созданы на основании предлагаемой технологии
Текущее состояние и перспективы развития отраслей, составляющих потенциальный рынок для данной технологии
Ключевые технологические преимущества, которые ищут покупатели этого конкретного рынка
Потенциальный размер рынка и тенденции развития его потребностей во времени
Конкурирующие технологии:
Другие технологии, используемые для решения тех же проблем, на которые направлена рассматриваемая технология
Пользователи близких технологий
Убедительные и устойчивые преимущества рассматриваемой технологии по сравнению с существующими технологиями на рынке
Основные конкуренты и их характеристики с позиции доминирования на рынке
Коммерческий потенциал:
Анализ комментариев, полученных от представителей промышленности
Основные препятствия достижению успеха на рынке
Ключевые способы успеха на рынке
Рекомендации:
Заключение относительно поддержки или отклонения проекта
Необходимые следующие шаги для содействия коммерциализации рассматриваемой технологии.
Таким образом, конечная цель оценки коммерческого потенциала технологии заключается в том, чтобы на основании собранных данных, выполненного функционального анализа и с использованием необходимых инструментов оценки и прогноза:
Определить наличие и оценить уровень конкурентных преимуществ рассматриваемого отдельного продукта или технологии
Ранжировать перспективные технологии (при наличии нескольких альтернативных проектов) и определить временные рамки их возможной конкурентоспособности
Последнее требует сопоставления параметров нового продукта (технологии) и прогнозирования тенденций развития данного научно-технического направления (см. тему 7).
Продолжительность (и необходимые ресурсы) оценки технологии и прогнозирования ее коммерческого потенциала зависят от типа проекта, характера продукта или технологии, а также поставленных перед экспертами задач и уровня их ответственности за принимаемые решения. Целесообразность и/или необходимость перехода к тем или иным ресурсоемким блокам или стадиям анализа, схематически представленным на рис. 4.1,
зависят от заключений экспрессной оценки, выводов прогноза о развитии данного технологического направления, понимания реальной длительности выявленных конкурентных преимуществ.
Контрольные вопросы: (тесты в виде вопросов по ситуациям)
Конкретные ситуации
Некоторая компания “Бета” предполагает реализовать проект по выпуску на CD-ROM мультимедийных электронных изданий энциклопедического характера. В активе компании “Бета” существует усовершенствованная технология, позволяющая снизить стоимость изготовления одного диска на 20%. Возникает очевидная задача анализа целесообразности развития данного проекта.
Прежде всего, на стадии экспресс–оценки необходимо ответить на следующие вопросы:
что может являться конкурентным преимуществом фирмы в ходе реализации данного проекта:
а) уровень цен на продукцию;
б) качество выпускаемой продукции (диска);
в) полнота и содержательность информации, содержащейся в изданиях.
определить основных существующих конкурентов, выпускающих продукцию аналогичного назначения на данном рынке,
какова экономическая эффективность данного проекта и определить тот объем реализации, при котором инициаторы проекта могут получить достаточную прибыль на вложенный капитал,
оценить потенциальную емкость рынка и сопоставить ее с расчетным значением минимально допустимого объема реализации продукции,
построить возможную зависимость объема реализации от цены (кривую спроса) и на ее основе оценить возможности используемой технологии обеспечить необходимый уровень цен, дающий возможность выйти на данный рынок.
Методы анализа, используемые при поисках ответа на данные вопросы, могут быть достаточно разнообразны, однако в нашем случае оказывается вполне достаточным применение метода экспертных оценок. Каждому из независимых экспертов предлагалось письменно ответить на каждый из вопросов.
В ходе анализа полученных результатов эксперты пришли к выводу, что с позиций критериев SWOT–анализа (сила, слабость, возможность, угроза) наибольшее внимание необходимо уделить аспекту конкуренции со стороны Интернет–изданий. Конкурентные преимущества последних очень весомы:
относительно низкая цена информации для пользователя;
высокая обновляемость информации.
На основании предварительного экспертного анализа были сформулированы основные черты бизнес-стратегии для фирмы “Бета”:
использование логотипов известных информационных изданий;
доведение технологии производства дисков до уровня, позволяющего снизить цену диска до цены недорогой книги;
специализация на высокопрофессиональной информации, которая медленно устаревает;
использование современных компьютерных технологий структуризации информации и организация ее в виде информационной базы данных,
создание необходимого программного обеспечения, позволяющего использовать информационную систему как элемент базы знаний и предоставление его вместе с информацией.
Одной из будущих угроз при этом является создание программного обеспечения позволяющего через Интернет использовать хранящуюся в нем информацию как распределенную базу данных.