Типовой перечень информации, которую желательно знать о конкурентах (подробнее см. в теме 5), содержит:
Виды новой или усовершенствованной продукции конкурентов
Виды проводимых ими НИОКР
Себестоимость и цены их продуктов
Потребители их продукции и основные партнеры
Тенденции к изменению технологий, используемых конкурентами
Планы расширения их бизнеса.
Если предлагаемый продукт окажется успешным, все конкуренты или просто другие предприниматели захотят присоединиться к успеху и производить такие же продукты, либо пользоваться такой же технологией. Поэтому надежная защита интеллектуальной собственности, положенной в основу рассматриваемой разработки, является важным фактором уменьшения риска преждевременного угасания цикла “сбора урожая” (продаж нового продукта).
Известны не только качественные, но и количественные методы оценки коммерческого потенциала технологий, особенно полезные при проведении сравнительного анализа технологии и их ранжирования по коммерческому потенциалу или соответствующим рискам.
При таком подходе каждому из признаков присваивают определенный максимальный балл и ставят некие конкретные оценки для данного проекта. После выявления всех признаков могут вводиться коэффициенты “весомости” данного признака (например, более низкой цены продукта или наличия зарубежного патента) или всей группы факторов (например, характеризующих уровень технологических преимуществ) в общем комплексе рассматриваемых параметров.
Практика осуществления качественной комплексной экспертной оценки технологий базируется на трех группах методов, которые включают:
Сканирование среды
Функциональный анализ
Методы сканирования среды будут подробнее описаны в теме 5. Содержание соответствующей деятельности имеет принципиальное значение для маркетингового анализа настоящего и будущего рынка технологии, возможных потребителей и конкурентов.
Получение базовой информации (проведение инвентаризации данных) требует тщательного структурирования и выбора представительных источников информации, о проведении конкурентных НИОКР или возможных потребителях предлагаемого продукта. Такими источниками могут служить материалы (статьи, отчеты, патенты) государственных исследовательских центров, учебных заведений, промышленности. При сканировании среды нельзя ограничиваться только анализом состояния в собственной стране: открытость рынков требует учета возможной борьбы с зарубежными конкурентами. Получение систематических данных об отечественных и зарубежных конкурентах часто требует специальных приемов “разведки” необходимых данных (см. тему 5).
По другой классификации среди возможных источников, используемых при сканировании среды, выделяют основные, вторичные и “третью волну”. К основным источникам сканирования среды относят: интервью ключевых фигур, анкетирование, данные из оригинальных источников, первичные информационные материалы, мнение экспертов. Вторичными источниками служат базы данных, публикации, библиотеки. Источники “третьей волны” сканирования среды представляют собой специальные приемы и инструменты поиска и задействуются только при получении вдохновляющих результатов предварительных оценок при использовании основных и вторичных источников.
Существенное место в оценке потребительских характеристик нового продукта и технологии, а также их конкурентоспособности занимает функциональный анализ. В ходе такого анализа продукт или технология рассматриваются в качестве системы или элементов системы (подсистемы), предназначенной для выполнения необходимых функций.
При этом:
прежде всего, оценивают, удовлетворяет ли предлагаемая система (подсистема, элемент подсистемы) необходимому комплексу функциональных требований;
осуществляют анализ предлагаемого проектного решения с позиций обеспечения заявленного решения;
определяют последовательные шаги и необходимые взаимодействия для развития и конечной реализации технологии;
формулируют требования к необходимому оборудованию, компьютерным программам, персоналу, методам работы;
создают общую картину преимуществ производственной деятельности с использованием нового продукта или технологии в целом;
выявляют наиболее перспективные области, где предлагаемое изменение может упростить деятельность известных систем;
выявляют основные подсистемы, необходимые для реализации функций предлагаемого улучшения (сенсоры, процессоры, приводы, коммуникации и т.д.);
выявляют альтернативные или пригодные модульные подсистемы;
определяют технологии и системы, нуждающиеся в улучшении, обеспечиваемом предлагаемым решением;
рассматривают основы интеграции известных систем с предлагаемым продуктом (технологией).
Развитие инновационного проекта часто занимает несколько (до 10) лет, и ряд проектов/компаний терпит неудачу вследствие неподготовленности к неизбежным изменениям технологий у конкурентов или потенциальных заказчиков, или недоучета объективных характеристик, определяющих изменения рынка.
Для успеха коммерциализации технологии необходимо предвидеть, как и какие изменения рынка могут повлиять на конкретный бизнес. От того, насколько успешно удастся спрогнозировать или быстро уловить самые первые признаки надвигающихся рыночных изменений, зависит эффективность коммерциализации технологий или даже возможность ее осуществления.
Методы прогнозирования развития данного направления технологий, составляющие ключевую часть полноценной оценки коммерческого потенциала НИОКР, более подробно освещены в теме 7. Они включают ряд методик и средств, часто используемых в целях прогнозирования не только для технологий и технологических продуктов.
Анализ тенденций. Основные приемы этого подхода - экстраполяция тенденций или сериальные (повторяющиеся во времени) оценки, обеспечивающие возможность проектирование прошлого на будущее (на один-пять-пятнадцать лет вперед). Наряду с использованием линейных экстраполяций ряд методик основан на допущении о затухании развития продукта/ технологий, когда экстраполяционная кривая имеет S-образный вид. Подобные оценки дают верхний предел возможных параметров, позволяют учитывать возможное влияние непредвиденных событий. Дополнительное использование статистических методов позволяет выявить систематические тенденции на фоне случайных изменений, прогнозировать будущее в функции значимых систематических переменных; получить регрессионные выражения, описывающие взаимосвязи ряда факторов.
Особое место занимают специфические для оценки технологий методы анализа патентных тенденций и научно-технической литературы.
Экспертные оценки. Этот наиболее распространенный метод прогнозирования технологий основан на использовании персональных интервью, анкетирования, а также различных групповых методов типа итерационного метода Дельфи, ориентированного на достижение консенсуса экспертов.