Успешное развитие инновационного процесса (эффективного процесса коммерциализации) и необходимое стратегическое управление знаниями и технологией требует многоступенчатого принятия решений и многообразия связей, схематически представленных на рис. 1.1, 1.2, 1.3
Среди многочисленных определений инновационного процесса (или тождественного с ним процесса коммерциализации технологий) наиболее распространен взгляд, по которому критическую роль играет интерактивное взаимодействие разработчиков технологии с окружающей средой. При этом модель развития инновации рассматривается как логически последовательная, хотя и не обязательно непрерывная, цепь событий, которая может быть разделена на серии функционально связанных и взаимно-зависимых стадий, соединяющих исполнителей инновационного проекта с более широким научно-технологическим сообществом и рынком.
Непрерывно увеличивается “технологичность” и наукоемкость всех окружающих нас предметов. Яркая инновация и своевременная ее реализация создают новые поколения продуктов, процессов, новые виды коммуникаций. Помимо важной роли финансирования науки и обновления сфер производства и потребления, коммерциализация разработок и последующая реализация новых технологий способствует созданию новых предприятий, дополнительных рабочих мест, содействуя подъему экономики отрасли и региона.
Развитие инноваций обоснованно связывают с малым бизнесом, динамизм и гибкость которого, как и готовность к большему риску, делает основным ведущим проводником революционных изменений продуктов и технологий.
Чтобы проиллюстрировать возможные успехи малого бизнеса, часто обращаются к таким знаменитым районам, как Силиконовая Долина, 128-ая Дорога, Северная Каролина, Остин в Техасе. Исходное состояние (60-е годы) этих знаменитых регионов США было очень близко к текущему во многих регионах России: высокая концентрация образованных специалистов, близость ведущих университетов и наличие блестящих технологических идей при полном отсутствии производителей, заинтересованных в их реализации. Важными факторами экономического развития этого района явились способность доказать “коммерциализуемость” новых идей, создание множества малых фирм, умение вывести продукты на рынок, предпринимательский дух, свойственный малому бизнесу.
Возникнув в 60-е годы на пустом месте, уже к 1970 году Силиконовая Долина (СД) насчитывала около 3000 электронных фирм-производителей, из них 70% в то время имело менее 10 сотрудников, а 85% - менее 100.
За один 1992 год объем продаж 100 самых крупных компаний СД вырос на 15%, по сравнению с отмеченным средним 4%-ным ростом компаний из списка лучших 500 компаний США - Fortune 500.
В Силиконовой Долине находится 33% наиболее крупных технологических предприятий США.
Ежегодный рост зарплаты сотрудников региона (более 5%) на 55% выше, чем в среднем по США.
Составляя всего 1% от общего населения страны, регион СД насчитывает 11% от общего числа занятых в технологических компаниях страны в целом.
60% производимых в Силиконовой Долине продуктов приходится на долю “высокотехнологических”, по сравнению со средней цифрой в 9% по США в целом.
Суммарный годовой доход 10 наиболее крупных предприятий Силиконовой Долины составляет в настоящее время 109 миллиардов.
Коммерциализация таких известных миру разработок, которые привели к созданию впоследствии транснациональных корпораций типа Hewlett-Packard и Apple, также обязана именно малому бизнесу, обеспечившему соединение идеи с рынком.
Как будет показано в последующих главах, успех Силиконовой Долины обусловлен также важной для высоких технологий ролью соответствующей среды, отличающейся соединением конкуренции и партнерства, кооперации и индивидуализма.
Возможная роль государства в содействии инновациям может быть представлена в следующем виде.
Потенциальная роль правительства
Правительство - прямой заказчик (госзаказ).
Правительство - уполномоченный заказчик (правила техники безопасности, экологическое регулирование).
Правительство - связующее звено между поставщиками и пользователями.
Политика правительства может влиять как на предмет, так и на объем спроса (издержки производства по отношению к закупочным ценам)
Политика правительства может влиять на инновационный процесс на одной или на всех его стадиях (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработка проекта, коммерциализация).
Политика правительства может влиять на возможные технологические решения (стандарты и технические требования к исполнению).
Политика правительства может влиять на уровень инноваций (государственные демонстрационные программы, субсидии на приобретение оборудования, спонсирование предварительных испытаний, программы по доступу к информации).
В условиях рыночной экономики основная роль государства по поддержке инновационной деятельности заключается в формировании благоприятной среды. Сюда относится разработка необходимых законов и других правовых норм, создание инвестиционного климата, стимулирование высокого уровня инновационной активности, развитие и поддержка необходимых элементов инфраструктуры.
В странах с централизованной экономикой наиболее очевидная и иногда самая важная роль государства заключается в том, что государство выступает прямым покупателем (заказчиком) определенных разработок новых продуктов и технологий.
Кроме того, государство воздействует на производителя и потребителя новых продуктов и технологий, устанавливая нормативы качества и условий их эксплуатации. В частности, государство определяет требования к продуктам, используемым в сфере здравоохранения, обеспечения безопасности, устанавливает требования к продукции с точки зрения ее экологичности.
Как будет показано в теме 9 “Финансирование новых предприятий”, государство содействует также привлечению инвестиционных ресурсов в сферу разработки инновационных продуктов путем создания системы уполномоченных инвесторов, предоставляя гарантии возмещения части потерь, прямым участием в долевом финансировании самых рисковых этапов инновационного процесса и т.п.
Специальные программы, направленные на развитие инновационного потенциала стран Запада, предусматривают также систему государственной финансовой поддержки создаваемых информационных сетей, баз данных и других инструментов, обеспечивающих мониторинг среды, установление общемировых тенденций развития технологий, активный маркетинг продуктов нового поколения.
В рамках программ конверсии государство создает компании и центры двойных технологий, содействуя оборонным предприятиям в поиске рыночных сегментов для их продуктов, выведения новых продуктов на рынок.
Особое место занимает подготовка и переподготовка кадров в направлении обучения практике управления инновациями и коммерциализации технологий. Известно, в частности, что в США на средства бюджета осуществляется переобучение по таким программам уволенных в запас офицеров.