рефераты по менеджменту

Основные понятия и проблематика управления инновационными процессами

Страница
2

Основной проблемой осуществления инвестиций в создание новых производственных фондов, на основе прогрессивных современных технологий является невозможность привлечения достаточных объемов финансовых ресурсов.

Финансирование, необходимое для освоения новых продуктов или технологий, либо приобретения необходимого оборудования, может быть получено только при создании у инвестора уверенности в долгосрочном рыночном конкурентном преимуществе конкретной инновации, что является единственной гарантией возврата его инвестиций. Таким образом, как подчеркивается во многих работах, необходимым условием позитивного развития национальной экономики являются, по возможности, быстро реализуемые эффективные инновации.

Во всех странах с рыночной экономикой инновации представляют собой эффективную оборонительную реакцию фирмы на возникающие угрозы потери места на рынке, постоянное давление со стороны конкурентов, вызов новых технологий, сокращение сроков жизни выпускаемых продуктов, законодательные ограничения и изменения ситуации на рынке. В наступательном варианте инновация - средство использования новых возможностей сохранения или завоевания конкурентного превосходства. В долгосрочном аспекте у предприятия нет другого выбора, кроме ведения инновационной политики, которая является единственным источником длительного успеха.

По результатам многочисленных исследований, проведенных в США, экономическая отдача инвестиций в инновации превышает окупаемость в любых других сферах применения финансовых ресурсов и находится на уровне 35-50%. Если учесть сопутствующие выгоды для общества в целом, которые часто могут превышать прямой эффект первоначального назначения разработки, инвестиции в инновации и питающую их науку являются высоко эффективным способом размещения денег.

Однако тут вступают различия между утешительными среднестатистическими данными и необходимостью принятия решений по конкретному всегда высокорисковому (иначе он и не несет в себе увлекательного революционного начала) проекту в условиях ограниченных ресурсов. Применительно к инвестициям в НИОКР недостаточность ресурсов становится общемировой проблемой, потому что растущий уровень общемировой конкуренции в условиях открытых границ делает необходимыми столь высокие интенсивности инвестиций в разработку новых продуктов и технологий, что это становится все более непосильным ни большим корпорациям, ни бюджету даже в странах Запада.

Основная задача управления инновационными процессами заключается в обеспечении удовлетворительной динамики и уровня извлечения доходов в условиях сокращения жизненного цикла наукоемких видов продукции и ростом затрат на проведение исследований и разработок, на единицу стоимости инновационной продукции.

В этой жесткой ситуации эффективная стратегия инновационного процесса должна базироваться на следующих трех основных принципах.

Концентрация ресурсов на меньшем числе наиболее перспективных проектов, профессионально отобранных на возможно более ранних стадиях исходя из коммерческого потенциала, с быстрой успешной последующей коммерциализацией разработок обеспечивает возврат средств в науку.

Интеграция усилий всех участников, заинтересованных в коммерциализации технологий. Например, государство создает правовую и экономическую среду, стимулирующую развитие промышленности как главного потребителя инноваций, обеспечивает финансовую поддержку наиболее рисковых ранних стадий инновационного проекта, содействует эффективному сотрудничеству исследовательских и учебных организаций с частным сектором, который привносит в реализацию инноваций, наряду со своими финансовыми средствами, знание рынка и разумную осторожность.

Обеспечение высокого качественного уровня самого инновационного процесса, определяющего возможный успех коммерциализации. То есть обеспечение оптимального соотношения между уровнем финансовой отдачи проекта, объемом начальных инвестиций, а также уровнем рисков для участников реализации инновации.

В этой связи изучение факторов, содействующих успеху инноваций, ознакомление с практическим опытом успешной коммерциализации, а также подготовка профессиональных менеджеров по коммерциализации технологий должны способствовать сокращению срока реализации и увеличению эффективности новых разработок, внушить обоснованную веру в возможность снижения риска соответствующих инвестиции, стимулировать участие частных средств в финансировании инноваций.

Общие представления о коммерциализации технологий

В ряде работ подчеркивается отличие “технологии” от “науки”, “техники” или “продукта”. Наилучшее представление технологии, как полагают многие авторы, дает наличие ноу-хау (знать, как). Эта базовая концепция отличает технологию от науки, которая представляет собой знание и понимание явления, а также от продукта или деталей оборудования (техники), которые имеют внешние физические признаки и не являются интеллектуальными активами. В таком определении знание, как осуществить непрерывную разливку, представляет собой технологию, которая основана на таких науках как металлургия, физхимия, термодинамика, механика и электроника, а цель непрерывной разливки - получение балки или сляба - представляет собой изготовление продукта. Тогда технология находится между наукой, которая ей предшествует, и продуктом, который производится с ее помощью.

В последние годы наиболее распространены определения, по которым к “технологиям” как к прикладным формам выражения науки относят одновременно ее практические следствия - продукт и процесс.

В концепции стратегического менеджмента технология рассматривается очень широко. По мнению Портера, конкурентное преимущество фирмы может определять любая из используемого набора технологий, от простых административных процедур до научных дисциплин, используемых при проектировании, производстве, материально-техническом снабжении. При таком широком взгляде никаких “низких” технологий просто не существует.

В то же время в последние годы все шире бытует понятие, при котором под высокими технологиями подразумевают интенсивность использования научных знаний, наукоемкость продукта, вовлеченность в технологический процесс современных научных открытий в области компьютеризации, биотехнологии, электроники. По другому определению под высокими технологиями подразумевают длительные и высоко иерархические производственные процессы, объединяющие различные продукты со многими атрибутами (в качестве примера легко представить производство автомобиля, состоящего из множества отдельных в свою очередь сложных деталей).

За исключением ремонта производимой продукции и обслуживания покупателей, технология всегда выражается в виде инноваций - изготовления новых продуктов, применения новых технологических процессов и предоставления новых видов услуг. Предельная цель инноваций, которые являются результатом конструктивного взаимодействия маркетинга, технологии и производства, - удовлетворение потребителя и получение прибыли.

Коммерциализацию научных разработок и технологий (на Западе существует термин “коммерциализация науки и технологий”) однозначно связывают с представлением об инновационном процессе, в ходе которого научный результат или технологическая разработка реализуются с получением коммерческого эффекта[1]. В идеале, заинтересованный заказчик или потребитель платит за НИОКР или лицензию на технологию, а в науку и разработчикам приходит столь нужное финансирование. Однако эта идиллия “наука-технология-деньги”, как и продвижение инновационного проекта от одной стадии к другой, требуют обеспечения обязательной обратной связи между промежуточными результатами НИОКР и рынком, потому что деньги может дать только рынок и реализовать научный результат или технологию можно только в том случае, если она способна усилить чье-то конкурентное преимущество, принести или увеличить прибыль.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту