употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность;
включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных существительных.
Мощнейшим фактором воздействия на окружающих считается ораторское искусство.
Ясно, что далеко не всякий сотрудник может быть оратором, по ему необходимо соблюдать несколько правил выступления перед собравшимися, а именно:
подчеркивать голосом и жестами важнейшие для вас слова;
менять тон: его внезапное понижение или повышение хорошо выделяет слово или фразу;
изменять темп речи: это придаст ей выразительность;
делать паузу до и после высказывания важных мыслей.
Очень важно также научиться создавать особые эффекты:
эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание);
эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению);
эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения);
эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.);
эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);
эффект распределения (один из действенных риторических приемов: заранее продуманное распределение в речи новых мыслей и аргументов, периодическое подчеркивание уже высказанных важных положений).
Необходимо знать и типичные ошибки, допускаемые выступающими. К ним относятся:
построение слишком длинных фраз;
использование слишком длинных слов (не следует употреблять, однако, только краткие слова);
введение в речь безличных предложений (лучше больше использовать определенно-личные местоимения);
частое использование безличных глаголов (вместо «Предлагается занять места» лучше сказать «Предлагаю вам занять места»);
нерешительность выступающего (впечатление нерешительности выступающего создается у слушателей, когда он часто прибегает к сослагательному наклонению);
чрезмерная вежливость (лучше избегать фраз вроде «Позвольте привлечь ваше внимание»);
злоупотребление модными словечками;
злоупотребление утверждениями (если часто прибегать к утверждениям, то в выступлении образуется много уязвимых мест — стоит попробовать чаще облекать свои мысли в форму вопросов);
использование только «закрытых» вопросов (если нужно активизировать внимание слушателей, не нужно задавать им только односложные вопросы);
слишком быстрая, без пауз, речь (чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить);
отсутствие зрительного контакта (если вас о чем-то спрашивают, не отводите глаза, чтобы лучше сосредоточиться).
Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним прежде всего относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Важно обратиться к собеседнику по имени и как можно более непринужденно, давая понять, что его имя для вас значит многое: известно, что слушателя зачастую больше интересует он сам, чем его окружение.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
сокращать физическую и социальную дистанцию; приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
постоянно высказывать желание понять собеседника;
сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника, выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений;
выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника;
вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок;
поддерживать собеседника эмоционально (показать, что внимательно слушаете, легкими кивками, доброжелательным выражением лица и т.п.).
Каждый человек — уникальное создание со своими слабыми и сильными сторонами, которыми необходимо умело пользоваться, т.е. демонстрировать свои достоинства и скрывать недостатки. Если вести разговор с видимым учетом интересов собеседника, то это, как правило, вызовет у него положительные эмоции.
Важное значение имеет обучение личному ортобиозу, т.е. умению прежде всего поддержания здоровья: физического, психического и нравственного.
У здорового и жизнерадостного человека всегда больше шансов приобрести имидж привлекательной личности, излучающей обаяние и доброжелательность.
Здоровье человека влияет не только на его самочувствие, работоспособность, но и на его внешний вид, его настроение. Нельзя забывать и о силе воздействия красоты. Огромную роль в поддержании хорошей физической формы, помимо занятий спортом, играет правильное питание — разнообразное и регулярное, с учетом возрастных, профессиональных, национальных, климатических, сезонных и других особенностей.
Правильно питаться — значит соблюдать элементарные гигиенические правила приготовления, обработки и сохранения пищевых продуктов, следить за их свежестью, содержать в чистоте посуду и т.п. Кроме того, правильно питаться — это значит способствовать сохранению нормального веса тела, соответствующего возрасту и росту; не худеть в молодости, не полнеть в зрелом и пожилом возрасте.
Для работника очень важно и его психическое здоровье. Недаром же появилась в народе поговорка: «Все болезни — от нервов». Поэтому на этой стадии самосовершенствования необходимо научиться методам самоуспокоения (рационализации, визуализации и релаксации).
Итак, мы рассмотрели все технологии создания имиджа. Безусловно, набор их может меняться, а содержание — дополняться. Предложенный набор можно расширить введением дополнительных технологий: технологии общения с представителями прессы, тренингов личностного роста, правил выступлений на телевидении и др.