При проведении полного коммерческого анализа необходимо решить все задачи, отмеченные в начале данного раздела.
В рамках технического анализа инновационных проектов необходимо изучить:
технико-технологические альтернативы;
варианты местоположения производства;
сроки реализации проекта и его фаз;
доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и иных потребляемых ресурсов;
графики проекта.
Все эти вопросы следует изучить на стадии предынвестиционного исследования при разработке краткого технико-экономического обоснования, полного технико-экономического обоснования и при разработке рабочей документации.
Изучение технико-технологических альтернатив касается прежде всего сравнения параметров нового и заменяемого им изделия. Такое сравнение можно провести с помощью качественного или количественного подхода в зависимости от наличия информации. В условиях коммерческой и технико-технологической тайны качественный подход является преобладающим. Однако, это не исключает возможности применения параметрических подходов, аналогичных тем, которые применяются в ценообразовании и при оценке конкурентоспособности продукции. Причем, последнюю можно рассматривать как часть технического анализа.
Для сравнения вариканов и генераторов старого типа в техническом отношении можно предложить следующие технические параметры:
1. Габариты.
2. Способ перестройки.
3. Устойчивость к механическим воздействиям.
4. Трудоемкость.
5. Область применения.
Экспертным путем оценим значимость перечисленных параметров и результаты оформим в таблице 3.
Таблица 3
Технические параметры изделий
Вид продукции |
Технические параметры |
Средний | |||||
Габариты |
Способ настройки |
Устойчивость к мех. возд. |
Трудоемкость |
Область применения |
балл | ||
ГКЧ ПГ |
5 2 |
5 1 |
5 4 |
4 3 |
4 2 |
4,6 2,4 | |
Вес показателя, % |
35 |
10 |
20 |
15 |
20 |
3,5 100 | |
Превышение среднего балла ГКЧ по сравнению с ПГ в
= 1,92 раза
подтверждает огромные преимущества продукции на основе вариканов.
Качественный анализ перечисленных параметров еще раз подтверждает преимущества нового изделия, поскольку оно:
в сотни раз меньше заменяемого;
перестраивается не механически, а электрически;
более устойчиво к механическим воздействиям;
менее трудоемко при монтаже в схемах;
имеет более широкую область применения.
Для наглядности представим данные таблицы 15 графически (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Соотношение технических параметров генераторов качающейся частоты и переменных генераторов в баллах
Условные обозначения:
1 – габариты;
2 – способ настройки;
3 – устойчивость к механическим воздействиям;
4 – трудоемкость;
Организационный анализ
Организационный анализ выполняется для оценки внутренних и внешних условий реализации нового инновационного проекта. К внутренним относятся условия, зависящие от деятельности самого предприятия; в частности:
особенности управления;
организационные структуры;
планирование;
комплектование и обучение персонала;
координация деятельности;
информационное обеспечение.
К внешним относятся политическая, правовая, общеэкономическая и научно-техническая (потенциал, потребность и т. п.) обстановка в обществе и регионе.
Основными задачами организационного анализа являются:
1. Определение задач и действий участников проекта относительно политической и правовой обстановки.
2. Оценка управления и организационных структур предприятия с позиции их соответствия задачам проекта.
3. Анализ обеспеченности проекта ресурсами и необходимости перестройки этого обеспечения, повышения квалификации персонала.
4. Выбор оптимальных управленческих решений при выявлении негативных организационных условий реализации инновационного проекта.
Организационный анализ в условиях рыночной экономики существенно отличается от анализа организации внедрения нового изделия в условиях директивной экономики.
Эти отличия обусловлены изменившимися политическими, правовыми и экономическими условиями. Предприятие самостоятельно может формировать систему управления, организационные структуры, планы и т. п.
В этом смысле риск деятельности предприятия существенно возрастает. Однако, риск предприятия ТОР весьма невысок. Это связано прежде всего со стабильностью его юридического статуса. Как оборотное предприятие ТОР не подлежит приватизации. Для реализации нового проекта не требуется организационная перестройка ТОРа или создание новых научно-производственных структур. Кадровая проблема на предприятии, как уже отмечалось, отсутствует. Данный проект не требует переподготовки кадров.
Таким образом, негативные организационные условия реализации данного проекта на этапе предынвестиционного анализа не выявлены.
Социальный анализ
Целью социального анализа является определение пригодности проекта для его потребителей. С помощью социального анализа должна быть обеспечена возможность взаимодействия между производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения данного товара и расширения объема его производства в перспективе.
Социальный анализ сосредотачивает свое внимание на четырех основных аспектах:
1. Социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом.
2. Организация населения в районе действия инновационного проекта, наличие рабочей силы.
3. Приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала).
4. Стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).
Социальный анализ проводится с использованием качественного подхода.