Для выявления проблем были использованы приемы SWOT-анализа. Каждый из руководителей ведущих подразделений дал свое видение сильных (S) и слабых (W) сторон предприятия, возможностей (O) и угроз (Т) в перспективе.
Затем, после обобщения результатов, была проведена предварительная мозговая атака с разделением на группы. Уточненные проблемы послужили предпосылками для дальнейшей работы по созданию стратегии развития.
В составе выявленных проблем оказались:
Неритмичность поступления и реализации заказов. Потеря покупателей из-за негибкости планирования и неготовности производства к рыночным изменениям.
Несопоставимость сроков изготовления различных моделей стульев.
Трудности планирования из-за низкой серийности.
Трудности сбыта в связи с появлением конкуренции и нарушением экономических связей.
Многономенклатурность. Отсутствие стратегии по ее упорядочению.
Устаревшее оборудование.
Отсутствие современной технологии.
Низкий уровень организации производства и труда.
Отсутствие квалифицированных менеджеров среднего и высшего ранга.
Недостаточная конкурентоспособность продукции по ценам и срокам поставки.
Отсутствие гибкости планирования и регулирования запасов готовой продукции.
Увеличение затрат на производство продукции.
Рост цен на материальные ресурсы.
Нестабильность и несовершенство налогов, законодательства.
Однако, исходя из существующих стратегии лидеров и оценки сильных сторон и возможностей фирмы, была выбрана стратегическая концепция развития. Как известно, цель стратегии для лидирующих организации — сохранение занимаемых позиции и, возможно, приобретение статуса доминантного лидера. Доминантный отраслевой лидер — организация, рыночная доля которой значительно превосходит рыночные доли прочих организации, и вероятность ее значительного снижения минимальна.
Можно выделить три стратегии для лидеров.
Первая — перманентная стратегия нападения, базирующаяся на принципе «лучшая защита — нападение», или «есть только два вида движения: вперед и назад». Данная стратегия подразумевает позитивное отношение к инновационной деятельности. Такие лидеры стремятся быть первыми при закупке новых технологий, в том числе радикального характера, новых товаров и т. д. В тех случаях, когда их рыночная доля не достигает критического, с точки зрения антимонопольного законодательства, значения, они стремятся развиваться быстрее рынка, тем самым увеличивая свою рыночную долю.
Вторая — стратегия укрепления и защиты, предполагающая создание таких условий, при которых конкурентам было бы сложно увеличивать рыночную долю за счет лидирующей компании. Стратегия может потребовать:
увеличения входных барьеров для новичков посредством интенсификации рекламных усилий, улучшения качества обслуживания;
вывода на рынок товаров, сходных с таковыми у конкурентов, под собственной торговой маркой;
изыскание путей увеличения стоимости переключения клиентов на товары конкурентов;
расширения продуктовой линии с целью оккупации рыночных сегментов, которые могут занять конкуренты;
поддержания высокой конкурентоспособности с целью оккупации рыночных сегментов, которые могут занять конкуренты;
поддержания высокой конкурентоспособности продукции;
расширения производственного и маркетингового потенциала с опережением текущих рыночных потребностей с целью блокирования менее мощных конкурентов;
осуществления значительных инвестиций в развитие технологий;
осуществления патентования новых смежных технологий с недостаточно определенными перспективами;
заключения эксклюзивных договоров с поставщиками и дистрибьюторами.
К данной стратегии наиболее часто прибегают организации, достигшие отраслевого доминирования и не желающие подвергаться риску попасть под действие антимонопольного законодательства, а также организации, которые стремятся получать максимальные прибыли именно сегодня в связи с тем, что долгосрочные перспективы отрасли либо не определены, либо недостаточно привлекательны, и масштабные инвестиции достаточно рискованны.
Третья — стратегия демонстрации силы, предполагающая создание имиджа организации, не прощающей попытки конкурентов изменить расстановку сил. При реализации данной стратегии организация делает намеки своим конкурентам, что в случае их агрессивных действий они будут наказаны. Такая организация оперативно реагирует на попытки конкурентов, захватить часть рыночной доли посредством еще большего, чем у конкурентов снижения цен, еще большего усиления рекламных усилий, еще больших дилерских скидок и т.д.
Исходя из стабильного лидирующего положения предприятия в предыдущие годы в качестве миссии было выбрано достижение лидерства на внутреннем рынке (по объему продаж) и признания на внешнем в целях повышения благосостояния работников предприятия и удовлетворения потребностей общества в товаре, который производит наша компания, т.е. мебель.
Выбранная миссия повлекла за собой постановку основных целей:
Увеличение массы прибыли при заданном темпе роста.
Достижение определенной доли внутреннего рынка при ежегодном ее увеличении на заданный процент.
Увеличение доли экспорта на х% от объема продаж. Далее по каждой из целей в порядке приоритетности были сформулированы задачи (соответственно по трем целям — 3, 5 и 4), а затем и направления решении по трем уровням (8, 4 и 7). Завершающим разделом явился перечень функциональных стратегий.
Товарно-рыночная стратегия.
Стратегия конкуренции (по регионам).
Стратегия освоения новой продукции.
Ценовая стратегия.
Стратегия передвижения продукции на рынок.
Стратегия инвестирования и обновления производственного потенциала.
Стратегия сбыта на внутреннем и внешнем рынках.
Стратегия управления персоналом.
Стратегия внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Разработка программ по каждой из стратегий находит отражение в программе маркетинга. Для выполнения этих работ были использованы модифицированные маркетинговые приемы, в частности специальные матрицы (по аналогии с БКГ), с помощью которых была разработана типология коммерческих характеристик изделий.
Анализ показал, что ряд изделий, которым эксперты присвоили позицию «62» (см. табл. 1) в действительности оказались недостаточно рентабельны и могут быть отнесены к устаревшим типа «64». Изделия, которым была присвоена позиция «61», действительно относящиеся к новым изделиям, по уровню рентабельности распределялись неравномерно: высокий уровень рентабельности — 3,3%; средний — 20%; низкий — 30%; нулевой — 6,7% и отрицательный (убыток) — 40%. В основном эти изделия оказались пока нерентабельны, но при проведении соответствующих работ по снижению себестоимости (например, с помощью функционально-стоимостного анализа (ФСА) и разработке обоснованной программы маркетинга (с учетом тенденций изменения спроса и стадии жизненного цикла) могут подтвердить статус «звезд» (позиция «61»).
Таблица 1 | |||||||||
Характеристики |
Разновидности | ||||||||
1 |
рентабельность |
11 |
“-“ |
12 |
0 |
13 |
Cр. |
14 |
Выс. |
2 |
Масса прибыли |
21 |
убыток |
22 |
0 |
23 |
Ср. |
24 |
Выс. |
3 |
Объём выпуска (шт.) |
31 |
Мал. |
32 |
Ср. |
33 |
Выс. | ||
4 |
Объём выпуска (руб.) |
41 |
Мал. |
42 |
Ср. |
43 |
Выс. | ||
5 |
Цена за шт. |
51 |
Низк. |
52 |
Норм. |
53 |
Выс. | ||
6 |
Этап ЖЦ (перспект.) |
61 |
Новые (star) |
62 |
Освоенные прибыльн. (cow) |
63 |
Сомнительные (cat) |
64 |
Устаревшие, неприб. (dog) |