1) «Подбор» — конкурсная комиссия создается с целью легитимизации решений, принимаемых руководителем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление процедур конкурса, разработанных экспертами, обсуждение и подготовка материалов для принятия решения руководителем, утверждение принятого решения.
2) «Выборы» — конкурсная комиссия (избирательная комиссия) создается с целью подготовки и проведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем руководителе. Ее задачи: организационная подготовка мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.
3) «Отбор» — конкурсная комиссия создается с целью обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки. Задачи конкурсной комиссии: разработка правил проведения конкурса, его подготовка, обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения конкурса, конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.
В подготовке подготовительного этапа важно уделить внимание кадровому обеспечению'.
• парадигма «подбор» — персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;
• парадигма «выборы» — конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;
• парадигма «отбор» — конкурсная комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы. Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения представлена в табл. 1, где оптимальные в рамках парадигмы мероприятия обозначены символом «+»; не совместимые с парадигмой мероприятия — символом «—»; мероприятия рамках парадигмы — символом «0».
Таблица 1
Мероприятия по подготовке конкурса |
Парадигма конкурса | ||
Подбор |
Отбор |
Выборы | |
1. Принятие решения о необходимости проведения конкурса |
+ |
+ |
+ |
2. Создание конкурсной (избирательной) комиссии |
— |
+ |
+ |
3. Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии |
— |
+ |
0 |
4. Публикация объявления о проведении конкурса |
0 |
+ |
0 |
5. Разработка программы основного этапа конкурса |
0 |
+ |
— |
6. Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии) |
0 |
+ |
— |
7. Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения |
0 |
+ |
— |
8. Разработка необходимого инструментария |
0 |
0 |
+ |
9. Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса |
0 |
+ |
+ |
10. Подготовка и оценка рефератов |
0 |
+ |
— |
11. Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии |
0 |
+ |
+ |
12. Рассмотрение документов, представленных кандидатами на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии) |
+ |
+ |
0 |
13. Определение списка кандидатов на участие в конкурсе |
+ |
+ |
+ |
14. Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласи на участие в нем) |
0 |
+ |
0 |
15. Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии) |
+ |
+ |
+ |
Основной этап. Формирование программы конкурса
Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависимости от ситуации, сложившейся в организации (табл. 2).
Таблица 2
Управленческая форма |
Парадигма конкурса | ||
Подбор |
Выборы |
Отбор | |
Бюрократическая Диалоговая (знаньевая) Коллективистская Рыночная Демократическая |
Оптимальная Желательная Возможная Нежелательная Невозможная |
Невозможная Нежелательная Желательная Возможная Оптимальная |
Нежелательная Оптимальная Невозможная Желательная Возможная |