рефераты по менеджменту

Маркетинговое исследование предприятия ООО «ЭФКО»

Страница
6

- начало доминирования на рынке очень влиятельных российских компаний. Это повлекло за собой снижение в структуре потребления доли импортных масел и захват ее маслами отечественного производства.

Наибольшая доля потребления масел по-прежнему приходится на европейскую часть России, особенно на крупные города.

Рынок растительных масел характеризуется сезонностью: всплеск спроса приходится на лето и осень, тогда как в январе традиционно наблюдается наименьший объем продаж.

Производство подсолнечника

По официальным данным ГКС России урожай подсолнечника в 2002 году составил 3,63 млн. тонн в первоначально оприходованном весе. Было убрано 90,3% посевных площадей (3 716 тыс. га из 4 113 тыс. га). Средняя урожайность по фактически убранным площадям - 0,98 тонн/га, а по общей посевной площади - 0,88 тонн/га.

Статистические наблюдения за период с 1997 по 2002 год демонстрируют рост интенсивности производства подсолнечника в России за счет увеличения урожайности. Что в свою очередь, повышает привлекательность производства подсолнечника для сельскохозяйственных производителей. Высокая рентабельность этой культуры на фоне низких цен на зерно позволяет предполагать расширение посевных площадей под подсолнечник в 2003 году.

Данные о площадях сева подсолнечника, его урожайности и валовых сборах по РФ и регионам основным продуцентам в 1997-2002 г.г. представлены в нижеследующих таблицах.(2)

Учитывая повышенную влажность в период уборки, рефракция (потери по влажности и сорности) может превысить среднестатистические показатели предыдущих лет и составить порядка 12%. Вместе с тем, по мнению экспертов ежегодно в России скрывается от учета не менее 20% урожая. Потери полностью компенсируются неучтенными объемами.

На основании официальных данных по валовому сбору эксперты оценивают на текущий сезон профицитный баланс подсолнечника: ресурсы подсолнечника оцениваются в 3,68 млн. тонн (0,05 млн. – начальные запасы и 3,63 млн. – урожай).

Совокупное потребление предполагается в пределах 3,60 млн. (3,30 млн. – переработка, 0,20 млн. – экспорт и 0,10 млн. – прочее потребление). Конечные запасы, таким образом, должны составить 0,08 млн. тонн.

Производство подсолнечника

По официальным данным ГКС России урожай подсолнечника в 2002 году составил 3,63 млн. тонн в первоначально оприходованном весе. Было убрано 90,3% посевных площадей (3 716 тыс. га из 4 113 тыс. га). Средняя урожайность по фактически убранным площадям - 0,98 тонн/га, а по общей посевной площади - 0,88 тонн/га.

Статистические наблюдения за период с 1997 по 2002 год демонстрируют рост интенсивности производства подсолнечника в России за счет увеличения урожайности. Что в свою очередь, повышает привлекательность производства подсолнечника для сельскохозяйственных производителей. Высокая рентабельность этой культуры на фоне низких цен на зерно позволяет предполагать расширение посевных площадей под подсолнечник в 2003 году.

Данные о площадях сева подсолнечника, его урожайности и валовых сборах по РФ и регионам - основным продуцентам в 1997-2002 г.г. представлены в нижеследующих таблицах.( №2).

Учитывая повышенную влажность в период уборки, рефракция (потери по влажности и сорности) может превысить среднестатистические показатели предыдущих лет и составить порядка 12%. Вместе с тем, по мнению экспертов ежегодно в России скрывается от учета не менее 20% урожая. Потери полностью компенсируются неучтенными объемами.

На основании официальных данных по валовому сбору эксперты оценивают на текущий сезон профицитный баланс подсолнечника: ресурсы подсолнечника оцениваются в 3,68 млн. тонн (0,05 млн. – начальные запасы и 3,63 млн. – урожай). Совокупное потребление предполагается в пределах 3,60 млн. (3,30 млн. – переработка, 0,20 млн. – экспорт и 0,10 млн. – прочее потребление). Конечные запасы, таким образом, должны составить 0,08 млн. тонн.

Экспорт

Подсолнечник является биржевым товаром, цена на который тесно связана с ценами и конъюнктурой мирового рынка. Кроме того, цены на внутреннем рынке и объемы экспорта зависят от агроклиматических условий конкретного сезона, размера посевных площадей, а также конкуренции среди покупателей подсолнечника. Существенное влияние на развитие и нынешнее положение на рынке подсолнечника оказывает экспортно-импортная политика, проводимая государством в отношении масложировой отрасли.

Динамика валового сбора и экспорта семян подсолнечника в 1998-2001 гг. в России представлена ниже.

Мировой рынок подсолнечника

В настоящее время Россия укрепила свои позиции на мировом рынке по производству семян подсолнечника, став одним из крупнейших его продуцентов.

В мире отмечается рост потребления подсолнечного масла и шрот. Лидирующими мировыми производителями семян подсолнечника являются Аргентина, Россия и Украина. Их суммарное производство составляет около 45% от мирового. Другими крупными производителями семян подсолнечника являются Китай, Индия, Франция и США. Основными потребителями подсолнечного масла и шрота являются ЕС, Восточная Европа и Индия. Согласно прогнозу Минсельхоза США, в 2002/03 потребление подсолнечного масла и шрота в мире по сравнению с предыдущим годом увеличится на 9% до 17,8 млн. тонн.

Таким образом, в части обеспечения подсолнечником отечественной промышленности мы отмечаем следующие тенденции в сезоне 2002-2003 гг.:

- профицитный баланс сырья по сравнению с сезоном 2001-2002гг.;

- незначительный рост цен на подсолнечник;

- повышение урожайности подсолнечника, что во многом обусловлено повышением культуры и агротехнологии его возделывания.

В среднесрочной перспективе, в результате ввода в действие новых мощностей по переработке, неизбежен рост спроса на подсолнечник, что потребует увеличения посевных площадей и урожайности. Существенное увеличение посевных площадей, однако, вряд ли возможно, так как подсолнечник является «неудобной» для севооборота культурой и сильно истощает почву.

В складывающейся ситуации более эффективным является улучшение технологии возделывания подсолнечника и повышение его урожайности. Это под силу реализовывать только наиболее крупным отечественным агропромышленным холдингам, обладающим значительными финансовыми ресурсами для реализации сырьевой программы и мощностями для хранения запасов сырья.

Производство подсолнечного масла.

В силу специфики сырьевой и производственной базы, а также сложившихся традиций потребительского спроса, подсолнечное масло является основным производимым в России растительным маслом.

В связи с сезонностью производства, наибольший объем выпуска традиционно приходится на 4 квартал года, когда предприятия перерабатывают сырье, которое им удалось закупить после сбора урожая, а спад производства приходится на 3 квартал, когда ощущается недостаток сырья прошлого года или его можно приобрести только по более высоким ценам.

По данным Министерства сельского хозяйства в Российской Федерации имеется 52 крупных маслодобывающих промышленных предприятий, способных перерабатывать 3 700 тонн маслосемян в год, кроме того, имеется еще более 1500 малотоннажных предприятий по выпуску и переработке масла. В целом мощности по переработке подсолнечника составляют 4,5 млн. тонн семян подсолнечника в год, однако, только 20 % существующего в России оборудования приближается по своим характеристикам к международным стандартам.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту