Теоретически управлять в организации можно всем. Более того, к этому на практике стремится каждый владелец или менеджер-перфекционист, постоянно расширяющий сферы своего влияния и ответственности. Каждое выстраивание «вертикали власти» имеет своей целью не только оптимизацию организационной системы, но и, как правило, расширение зоны контроля, управление все большим количеством процессов, протекающих как внутри, так и вне организации. Между тем различные события экономической и политической жизни нашей страны все чаще заставляют задумываться о том, чем управлять не нужно.
Расширение означает усложнение, а усложнение — разложение. Третий закон Паркинсона
Одного владельца группы компаний попросили определить время, необходимое для ведения всех дел и переговоров, в которых он считает нужным принимать непосредственное участие. В результате подсчетов выяснилось, что для выполнения всех необходимых управленческих функций этому собственнику достаточно… 426 дней в году при 14-часовом рабочем дне. И это не единичный случай. Подобное положение первого лица в организации является, как правило, платой за успех. В данном случае у предпринимателя было восемь масштабных и перспективных разнородных бизнесов, а управлял ими он один. Можно сколь угодно часто произносить магическое слово «холдинг», но, если все организационные решения принимает один человек, даже это красивое название ни от чего не спасет. Не стоит забывать о том, что в сутках даже самого гениального менеджера всего 24 часа, при этом он имеет право на сон и личную жизнь. Таким образом, попытка расширить зону ответственности становится причиной падения управляемости в компании.
Лучшее — враг хорошего. Границы усовершенствования системы управления во многом определяются финансовыми факторами. Стоит чуть переусердствовать — и себестоимость продукции, в которую входят расходы на улучшение организационной структуры, сделает ваш товар неконкурентоспособным.
Принимать решения нужно только в отношении своего объекта управления. То есть не надо пытаться руководить тем, что находится за его границами.
При этом, правда, предполагается, что все объекты управления описаны в терминах процессов, протекающих внутри организации и вне ее, а каждый менеджер знает те из них, которые находятся в его зоне ответственности. И чем больше таких процессов, тем больше необходимо руководителей, кабинетов, зарплат, телефонов и машин. Кроме того, прописывание бизнес-процессов требует времени, которого обычно не хватает. Организация и ее среда постоянно меняются, в сфере внимания менеджмента оказываются все новые процессы, которыми необходимо управлять. Руководство в таких условиях обречено иметь дело не только с описанными и до определенной степени формализованными технологиями, но и с новыми, еще не структурированными процессами.
Все, что описано, формализовано на уровне технологии управления, прозрачно и стабильно (хотя бы в течение некоторого времени), может быть делегировано и не требует прямого руководства. Ответственность за все неописанные, не отлаженные с точки зрения управления процессы передавать крайне рискованно. Организация может попасть в полную зависимость от специалиста или менеджера, имеющего собственный стиль руководства или реализующего некий проект. С экономической точки зрения управлять в организации имеет смысл только теми процессами, которые непосредственно оказывают влияние на прибыль и капитализацию компании (естественно, при необходимой диверсификации рисков). То есть управление должно быть оптимальным с точки зрения затрат. Как правило, расходы на него составляют весомую часть издержек любой организации и снижают получаемую прибыль.
Достаточно рассчитать стоимость возможной ошибки сотрудника или менеджера — и целым рядом вопросов можно не управлять до тех пор, пока лимиты допустимой ошибки не превышены. То есть, когда расходы на управление превышают возможные потери, связанные с его отсутствием, управление является нецелесообразным.
Управление — это выполнение некоторого набора функций, ни одна из которых не может быть реализована без достоверной информации о состоянии объекта управления. На практике, конечно, управленческие решения принимаются и в отсутствие необходимых данных, что не страшно, если менеджер осознает необходимость внесения поправок. Глав- ной задачей в ситуации дефицита информации становится организация системы обратной связи, позволяющей своевременно понять, к какому результату привело то или иное воздействие, и скорректировать план, бюджет, структуру, систему мотивации. Если обратной связи нет, управление лишь увеличивает хаос. Оно не просто не нужно — оно опасно. Управление невозможно без контроля, который, в свою очередь, немыслим без учета. На российских предприятиях управленческий учет зачастую пытаются подменить бухгалтерским. Однако его данные не позволяют менеджеру получить достоверные ответы на многие существенные вопросы. Не нужно управлять тем, что невозможно контролировать.
Контроль — это процесс, требующий немалых затрат, специально обученного персонала и времени. Там, где управлять слишком дорого или трудно, ставку следует делать на влияние. Это другая деятельность, осуществляемая по своим законам и правилам, требующая иных навыков и средств.
На вопрос о том, чем не нужно управлять, свои ответы дает и психология. Каждый человек, даже ребенок, нуждается в существовании некой зоны, где ему позволено самостоятельно принимать решения и выполнять (или не выпол- нять) их. Тотальное управление делает из подчиненных инвалидов и иждивенцев. В организации, где пытаются регламентировать все, будет неизбежно расти число конфликтов и эмоциональных срывов, приводящих к снижению произ- водительности труда и текучке кадров. Кроме того, людям свойственна способность к «внутренней эмиграции».
При тотальном управлении они начинают уходить в фантазии, сны и переживания. Причем делают это в самый неподходящий момент, увеличивая риски компании. Не нужно организовывать всю деятельность сотрудников. Они обязатель- но должны иметь зону, в которой будут управлять самостоятельно.
Для современного западного управления характерна тенденция к переносу ответственности на исполнителей и среднее звено менеджмента с тем, чтобы освободить время первых лиц организации для решения стратегических и политических вопросов. Меньше администрирования и больше лидерства — лозунг, переходящий в последние десятилетия из одной зарубежной управленческой книги в другую. В западных компаниях, работающих на территории России, тоже попытались использовать последние достижения управленческой теории и практики. Однако менеджеры по-прежнему жалуются на безынициативность российских коллег, а те в свою очередь сетуют на то, что их предложения не реализуются, а иногда даже инициатива оказывается наказуемой.