Каждый показатель воплощается в конкретный вопрос в анкете. Полученные ответы анализируются и по результатам делаются выводы, – по каким показателям реклама компании удачна, а по каким – нет. Теперь рассмотрим более подробно, как реализуется методология на конкретном примере – оценки эффективности рекламной кампании упаковки напитков. Эта реклама была нацелена на определенную целевую группу, поэтому все показатели измерялись только на ней. Как оценивается знание рекламы? Очень важным индикатором эффективности является спонтанное знание рекламы. Затем измеряется уровень знания по подсказке. В качестве подсказки используются списки марок, карточки с фотографиями продукта. Выясняется также, что именно рекламировалось, в каких СМИ, понравилась или не понравилась реклама. Оценивается понимание респондентами основной идеи рекламы. Ну и, конечно, оценивается уровень стимулирования покупки – насколько захотелось человеку купить продукт после того, как он увидел рекламу.
Как правило, и в нашем случае с рекламой упаковки напитков, отдельно оценивается конечный результат рекламы – покупки и потребление рекламируемой марки: объем (количество), предпочтения различных видов упаковок, отказ от покупок по видам упаковок. Для того, чтобы рекламу можно бы ло совершенствовать в рамках единой рекламной стратегии, в анкету также включают блоки: оценка ситуаций потребления и их связь с различными упаковками, оценка соответствия высказываний различным типам упаковки, оценка важности характеристик упаковки. С полной уверенностью можно утверждать, что над созданием качественного исследовательского продукта трудится не одна сотня человек, и каждый делает строго свое дело. Конечно, исследования могут проводить небольшие компании, но высокие исследовательские технологии по силам немногим. И если рекламодатель-производитель тратит деньги на исследования, он в праве проконтролировать весь технологический процесс. Производитель, рекламное агентство и исследователь одержимы одной целью – получением уникального знания о потребителях: кто они, какие, сколько их и, главное, как увеличить их количество. На исследовательском языке это означает: кого опрашивать и скольких (объем и состав выборки); какие вопросы задавать (содержание анкеты); где и как опрашивать (метод опроса)? Исследовательские технологии позволяют реализовать принцип: правильные вопросы правильным людям при минимальных затратах.
Перейдем к технологическому процессу, первый этап которого – планирование исследования. Второй этап – организационный. В ходе него решается разработка анкеты и ее согласование с заказчиком; подготовка инструкций для интервьюера; подбор интервьюеров и их инструктаж. Третий этап – сбор информации (непосредственно опрос респондентов по выбранной методологии). Четвертый этап – контроль и ввод данных. Здесь идет проверка анкет, контроль качества работы интервьюеров, ввод данных и первичная обработка массива. Пятый этап – анализ данных, подготовка отчета и презентация результатов заказчику исследования. Реализацией каждого этапа занимается целый отдел. Выделение отдельных этапов позволяет представить технологический процесс в целом и разобраться в отдельных его составляющих. Несмотря на трудности, российский рынок сегодня динамично развивается. Главное – во всех областях появились специалисты-профессионалы: производственники, управленцы, рекламисты, исследователи. Все чаще к нам обращаются производители товаров и услуг с конкретными задачами, понимающие, что исследования и реклама – это не затраты, а инвестиции. В таких случаях все делается так, как нужно – по законам рынка, – а совместная работа превращается в творческий процесс созидания нового. И, соответственно, товар становится брендом. Примеров такой работы очень много: “Ява золотая”, кефир “Классический”, водка “Русский стандарт” и многие другие