Как следует из наших расчетов, в 1997 году условия, на которых предприятие получало поставки, были лучше условий, предоставляемых предприятием покупателям своей продукции, т.е. приток денежных средств от дебиторов был более интенсивным, чем их отток кредиторам. Это свидетельствует об улучшении финансового положения предприятия. Однако оборачиваемость кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской задолженностью была более длительной, что говорит о большой нехватке денежных средств.
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Динамика данных показателей приводится в табл.7 Приложения 3.
Коэффициент рентабельности активов является показателем способности предприятия использовать оборотный и необоротный капитал. Он свидетельствует о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли. Этот показатель применяется для определения уровня конкурентоспособности предприятия (обычно он составляет 5 - 10%).
Так, значение коэффициента рентабельности активов в 1996г. составило 0,03 (или 3%), к концу 1997г. возросло до 0,07 (или 7%), т.е. в динамике уровень конкурентоспособности увеличился на 4%).
Коэффициент рентабельности реализации показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции
Незначительное повышение этого показателя в 1997г. (0,05), по сравнению с предыдущим годом (0,04) свидетельствует о некотором снижении доли себестоимости продукции.
Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования собственных источников финансирования, т.е., сколько денежных единиц чистой прибыли получено предприятием на одну денежную единицу среднегодовой суммы собственного капитала.
Сравнивая значения показателей по годам, видим, что в 1997г. рентабельность снизилась с 1,65 до 1,24, т.е. каждая денежная единица, вложенная собственниками заработала 1,24 денежных единиц чистой прибыли.
Другим важным приемом анализа финансового состояния предприятия является оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов.
Для этого воспользуемся формулой Дюпона: РА = РР х ОА, где
РА - рентабельность активов,
РР - рентабельность реализации,
ОА - оборачиваемость активов.
Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов.
Проанализируем данную взаимозависимость по артели старателей за 1997 год:
0,07 = 0,05 х 1,3.
Рентабельность активов можно увеличить за счет повышения уровня рентабельности реализации, скорости оборачиваемости, или обоих этих коэффициентов вместе.
Рентабельность реализации можно увеличить за счет:
* снижения расходов, используя более дешевое сырье и
материалы;
* увеличения производительности труда за счет автоматизации
производства.
После внедрения новой техники и технологии на перерабатывающей фабрике темпы роста объема реализованной продукции будут превышать темпы роста расходов.
Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении или уменьшении активов, например, за счет ускорения темпов оплаты дебиторской задолженности, снижения материально-производственных запасов.
Самым эффективным методом решения взаимосвязанных задач управления финансами служит операционный анализ, отслеживающий зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от издержек и объемов производства.
Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия. Результаты операционного анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Проведем операционный анализ Артели старателей "Ника" (см. табл.8 Приложения 3).
В 1996 году выручка от реализации составила 2074000 тыс.руб., переменные издержки - 1681051,1 тыс.руб., постоянные - 164808,9 тыс.руб. Порог рентабельности (точка безубыточности, или выручка от реализации, при которой прибыль равна нулю) составил 869868 тыс.руб. Запас финансовой прочности (кромка безопасности, предел безопасности) при этом равен 1204132 тыс.руб., что составляет примерно 58% выручки от реализации. Т.е. предприятие могло бы выдержать 58-процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения. Сила воздействия операционного рычага при этом была равна 1,72. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем, на 5%, прибыль возрастет на 8,6% (5% х 1,72); при снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 17,2% (10% х 1,72). Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастет прибыль.
Пороговое количество товара (или пороговое значение объема добычи) в 1996 году составило 12,3 кг, т.е. ниже этого количества предприятию добывать было невыгодно, или каждый следующий килограмм золота, проданный, начиная с 13-го, приносил прибыль.
В 1997 году произошел скачок постоянных издержек (до 280175,1 тыс.руб.). При этом прибыль увеличилась на 379947 тыс.руб. Это было связано со значительным увеличением объема добычи (в 2,26 раза). При этом выручка от реализованной продукции увеличилась в 2,66 раза, что связано с увеличением цены на золото на внутреннем рынке. При сложившихся условиях предприятию пришлось проходить новый порог рентабельности (1743658,6 тыс.руб.). Запас финансовой прочности увеличился до 3784405,4 тыс.руб. (или 68,5%), а сила воздействия операционного рычага упала до 1,46. Пороговое количество товара при таких условиях составило 23,8 кг, т.е. каждый следующий килограмм, начиная с 24-го, приносил прибыль.
Графический способ определения порога рентабельности в 1997 году представлен на рис. 2.
Для многих наших предприятий типично “руководство путем доведения до кризиса”. Выполненная “на глаз” оценка финансового положения предприятия даже на ближайшую перспективу оказывается малоэффективной. Поэтому без надежных финансовых прогнозов в современных условиях не обойтись. Такие прогнозы должны проводиться с использованием конкретных методов финансового анализа.
В условиях значительных темпов инфляции, отсутствия централизованно устанавливаемых норм затрат точность прогнозов значительно снижается. Прогнозирование финансового состояния может быть сведено к расчету вариабельного значения прибыли в зависимости от меняющихся значений ряда параметров: выручка, состав и структура издержек, объем производства и др.