рефераты по менеджменту

Управление предприятиями торговли

Страница
11

«Ноу-хау» (англ. know-how - знаю как) - комплекс технических знаний и коммерческих секретов. «Ноу-хау» технического характера включает:

опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;

техническую документацию - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии: данные о качестве материалов;

учебные планы для подготовки персонала;

инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта; производственный опыт, описание технологий; практические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планированию и управлению производством;

знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;

знание таможенных и торговых правил и др. К «ноу-хау» коммерческого характера относятся:

адресные банки данных;

картотеки клиентов;

картотеки поставщиков;

данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;

данные по организации сбыта и распространения продукции;

методы и формы рекламы;

данные об обучении персонала и др.

В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. «Ноу-хау» определенного производственного процесса является собственностью того или иного юридического (или физического) лица и соответственно становится предметом купли-продажи. Как правило, «ноу-хау» в качестве товара сопутствует продаже патентов и лицензий, являясь как бы продолжением (инструкцией) к ним, но может реализоваться и самостоятельно. Приобретение «ноу-хау» совместно с покупкой лицензии облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает более полную передачу секретов производства.

Продажа «ноу-хау» имеет особенности. Для оценки «ноу-хау» покупатель (будущий пользователь) должен хотя бы частично ознакомиться с его существом; при этом владелец рискует потерять монополию на «ноу-хау», не продав его. В этом случае владелец передает для ознакомления сведения, которые не защищены патентом, исключая ключевые моменты, которые дали бы возможность использования «ноу-хау» самостоятельно. Если это невозможно по какой-либо причине, сторонам рекомендуется заключать предварительное соглашение на предпродажное ознакомление с «ноу-хау». В этом соглашении оговариваются конфиденциальность информации и ответственность в случае использования «ноу-хау» без его приобретения. При составлении соглашения на передачу «ноу-хау» стороны должны определить его содержание и полезность (сравнивая по возможности с аналогами), обязательства по передаче и эксплуатации, гарантии по достижению эффекта. Здесь владельцу выгодней описать все случаи применения «ноу-хау», а пользователю «сузить» его содержание, чтобы в будущем не платить владельцу вознаграждение за возможную дальнейшую его доработку.

При определении цены «ноу-хау» необходимо помнить, что она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь; в противном случае у него будет меньшая прибыль или не будет ее вообще. Задача упростится, если владелец выполнит технико-экономический расчет для проекта: с «ноу-хау» и без «ноу-хау». В мировой практике цена «ноу-хау» составляет 5% от будущей прибыли, но есть случаи, когда она достигает 20%. При определении цены владелец устанавливает, какие затраты пользователь может понести при самостоятельной разработке «ноу-хау», а также минимально допустимую цену, ниже которой продажа нецелесообразна.

Существует несколько способов оплаты «ноу-хау». Основные из них:

1) ройялти - постепенные выплаты за «ноу-хау» пропорционально определенным показателям в ходе его использования. Ройялти обычно начисляется с привязкой к показателям роста прибыли или роста выпуска продукции и т.п.;

2) паушальный платеж - единовременный, оговоренный заранее платеж. Паушальные платежи используются, когда сложно спрогнозировать эффект действия «ноу-хау» или стоимость лицензии невысокая. Паушальные платежи чаще применяются во внепроизводственной сфере (управление, финансовая отчетность, правовые вопросы);

3) «кост плас» - выплаты за дополнительные услуги по согласованным расценкам сверх оговоренной цены (паушальный платеж).

Могут применяться также смешанные формы платежей.

Инвестиционный взнос.

Инвестиционный взнос представляет инструмент самокредитования деятельности хозяйствующего субъекта. Инвестиционный взнос - это денежный вклад работника в развитие данного хозяйствующего субъекта; который вкладчику начисляет процент в размере и в сроки, определенные договором или положением об инвестиционном взносе.

Взнос в фонд по доверию.

В хозяйствующем субъекте может создаваться фонд по доверию. Фонд по доверию состоит из добровольных взносов работников и предназначен для финансирования деятельности, не предусмотренной финансовым планом, но представляющей интерес для отдельной группы работников или подразделения хозяйствующего субъекта.

Кредит и заем.

Кредит - это предоставление в долг денег (ссуда) или товаров. Кредиты бывают: банковский, коммерческий, инвестиционный налоговый.

Банковский кредит - ссуда, выданная банком или кредитным учреждением на условиях срочности, возвратности, платности. Ссуда предоставляется хозяйствующему субъекту на определенное время с обязательным возвратом в установленный срок и с уплатой процентов. В зависимости от срока кредитования банковские кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок до одного года, долгосрочные - на срок свыше одного года. В зависимости от цели кредитования банковские кредиты подразделяются на кредиты, выдаваемые на финансирование оборотных средств (как правило, краткосрочные кредиты), и на кредиты, предоставляемые на финансирование капиталовложений (преимущественно долгосрочные кредиты). Кредиты могут выдаваться в рублях и в валюте. Плата за кредит взимается по ставкам, сложившимся на денежном рынке по краткосрочным кредитам и на рынке капиталов - по долгосрочным кредитам. Проценты, уплаченные по кредитам в соответствии с действующими законами, могут относиться либо на себестоимость продукции, либо на балансовую прибыль, либо на чистую прибыль.

Коммерческий кредит-отсрочка платежей одного хозяйствующего субъекта другому. Коммерческие кредиты предоставляются хозяйствующему субъекту поставщиками продукции (работ, услуг) в форме вексельного кредита, фирменного кредита или открытого счета, а покупателем поставщику - в форме аванса.

Под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами. Порядок и условия выдачи этого кредита определены Законом РСФСР «Об инвестиционном налоговом кредите». Законом предусматривается отсрочка налоговых платежей для двух категорий предприятий:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту