По мнению экспертов, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие приходят в коллектив с предприятий газодобывающей промышленности. Согласно полученным данным, более трети (34,7%) принятых за последние 2 года рабочих до этого работали в других районах Крайнего Севера и почти треть (28,8%) ранее работали на предприятиях газодобывающей промышленности. Эти цифры не случайность, а продуманная кадровая политика предприятия.
Исследования показали, что важным фактором, влияющим на ход социальной адаптации, является субъективно воспринимаемая людьми возможность реализации своих потребностей («социальные ожидания»), с учетом времени их реализации.
Почти половина опрошенных работников (44,6%) считают, что они смогут удовлетворить свои основные потребности, работая на предприятии «Ямалгазпромстрой». Это, безусловно, положительный момент, однако 37,5% опрошенных затрудняются оценить свои перспективы в этом отношении.
Хотелось бы обратить внимание на то, что даже на таком благополучном предприятии в решении социальных вопросов, как «Ямалгазпромстрой», процент затрудняющихся оценить свои перспективы очень высок.
С легкой руки прессы принято считать, что на Севере много романтиков. В теле- и радиоинтервью ветераны и передовики предприятия, в зависимости от ранга телестудии, об одном и том же говорили по-разному. В телестудии своего предприятия еще упоминалась и зарплата, и квартира, и полученный от предприятия первый автомобиль «Волга», в интервью Тюменскому телевидению – речь больше шла о трудных буднях…, в Останкино – о любви к Северу, к его людям, о понимании сложных задач по освоению Крайнего Севера. Именно эти люди чаще других бывают в отделе кадров и социального развития, проверяя ход строительства коттеджей, интересуясь загранпутевками, наградами к празднику, при случае напоминая, что, мол, не за запахом тайги…
Исследования подтвердили: в настоящее время мало кто едет на Крайний Север случайно или в поисках романтики. Лишь 9,5% работников, среди основных своих потребностей указали возможность «испытать себя в условиях Крайнего Севера». Большинство отправляется на Север с конкретной, сугубо «материальной» целью: хорошо заработать, получить жилье, приобрести автомобиль т. п. Работники без четкой программы удовлетворения своих целей, находясь в состоянии «неопределенности», в конечном счете, ощущают неудовлетворенность от своей работы, что сильно влияет на весь адаптационный процесс.
Структура основных социальных потребностей работников предприятия, выявленная в ходе исследования не явилась неожиданной, однако содержит некоторые моменты, представляющие определенный интерес для администрации. Так, большинство респондентов (69,5%) надеются хорошо заработать в предприятии «Ямалгазпромстрой», каждый второй предполагает решить свои жилищные проблемы, 35,4% – планируют приобрести автомобиль, а 21,1% просто хотят заниматься любимым делом (т.е. каждый пятый работник!). Это позволяет говорить о наличии большой группы профессионально адаптированных «молодых» рабочих, для которых социальная адаптация – дело недолгого времени. Они благоприятно влияют на микроклимат в коллективе, быстро добиваются признания, редко участвуют в дестабилизационных процессах. Парные распределения показывают, что среди этой группы нет работников моложе 30-ти лет.
Существенным фактором адаптационного процесса является «временной диапазон реализации ожиданий». Чем дальше «во времени» конечная цель работника, реализация его наиболее важной социальной потребности, тем меньше уровень мотивированности на участие в совместной деятельности, труднее его «врастание» в коллектив. В таблице 2 приведены диапазоны времени реализации ожиданий по трем важнейшим для респондентов в 2001 г. социальным ценностям: заработной плате, жилью и приобретению автомобиля.
Таблица 2. Временной диапазон реализации социальных ожиданий работников
Наиболее значимые социальные факторы |
Ожидаемое время их реализации на предприятии «Ямалгазпромстрой» (лет) | ||
до 3-х |
3–5 |
более 5-ти | |
1. Хорошо заработать |
17,2% |
17,2% |
27,0% |
2. Решение жилищной проблемы |
12,0% |
14,4% |
25,6% |
3. Приобретение автомобиля |
10,1% |
11,1% |
0,7% |
Из табл. 2. видно, что большинство «молодых» рабочих предполагает решить свои социальные проблемы менее чем за 5 лет.
Фактически через 6–8 месяцев работник убеждается, что за такой короткий срок указанные проблемы решены не будут и, в этом случае, необходимо включение многих внешних факторов со стороны предприятия, чтобы убедить эту группу работников «смириться» с новыми сроками ожидания.
Следует отметить, что респондентам предлагался набор из семи социальных факторов, и такие факторы как «освоение новой профессии» и «повышение квалификации», оказались одинаково значимы с «возможностью приобрести путевки в санаторий и за границу».
Дальнейшее исследование показало, что с факторами повышения квалификации и освоения новой профессии конкурирует только заработная плата.
Крайне важным представляется вопрос о дальнейших планах работников: намерены ли они продолжать работать на предприятии в ближайшее время? Ответ на него позволил, во-первых, выявить категорию социально неадаптированных работников и, во-вторых, определить уровень потенциальной текучести кадров.
Подавляющее большинство работников (81,8%) намерены проработать на предприятии более 5-ти и 10-ти лет, и ситуацию, по закреплению кадров можно определить как достаточно стабильную. Однако, обращает на себя внимание группа работников, планирующих покинуть предприятие в течение ближайших трех лет. Суммарно эта группа включает в себя немногим более 13% «молодых» работников предприятия, однако проведенный статистический анализ двухмерного распределения позволяет говорить об «отторжении» коллективом и «социальном дискомфорте» работников возрастной группы до 25-ти и даже до 30 лет. В табл. 3 расположены по ранжиру причины увольнения «молодых» рабочих, указанные самими рабочими и экспертами.
Таблица 3. Негативные факторы, влияющие на текучесть кадров
Возможная причина увольнения |
Рабочие |
Эксперты |
Разность рангов | |||||
% |
Ранг |
% |
Ранг | |||||
Неудовлетворительная оплата труда |
19,3 |
1 |
23,1 |
3 |
-2 | |||
Невозможность получить жилье |
15,8 |
2 |
23,1 |
*5 |
-1 | |||
По семейным обстоятельствам, не связанным с работой |
12,3 |
3 |
36,8 |
1 |
2 | |||
Сложно приобрести автомобиль |
9,5 |
4 |
7,7 |
9 |
-5 | |||
Плохая организация вахтовых перевозок |
8,4 |
5 |
4,3 |
11 |
-6 | |||
Неудобный режим перевахтовок |
7,7 |
6 |
10,3 |
8 |
-2 | |||
По семейным обстоятельствам, связанным с работой |
5,3 |
7 |
26,5 |
2 |
5 | |||
Плохие условия труда |
5,3 |
8 |
3,4 |
2 |
-5 | |||
Из-за грубости руководителей |
4,9 |
9 |
12,8 |
7 |
2 | |||
По состоянию здоровья |
4,2 |
10 |
20,5 |
5 |
5 | |||
Тяжелые условия Крайнего Севера |
3,9 |
11 |
13,7 |
6 |
5 | |||
Сложно приобрести путевки в санаторий или за границу |
3,9 |
12 |
1,7 |
14 |
-2 | |||
Плохой производственный быт |
2,8 |
13 |
1,7 |
14 |
-1 | |||
Невозможно повысить квалификацию |
2,1 |
14 |
3,4 |
13 |
1 | |||
Плохие взаимоотношения в коллективе |
1,1 |
15 |
7,7 |
9 |
-6 | |||