.
где:
АК – акционерный капитал корпорации оборонной промышленности (распределенное между акционерами количество акций, умноженное на их курсовую стоимость).
5. Рентабельность собственного капитала Рск отражает долю прибыли в собственном капитале:
.
5. Рентабельность основной деятельности Рд показывает, какова доля прибыли от реализации продукции (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на производство:
,
где:
Пр – прибыль от реализации (без учета передачи продукции между предприятиями военно-промышленной корпорации);
З – затраты на производство продукции (без учета платежей между предприятиями военно-промышленной корпорации).
6. Рентабельность производства (фондов) Рпф показывает, насколько эффективна отдача производственных фондов:
,
где:
ОПФ – средняя величина основных производственных фондов;
МОА – средняя величина материальных оборотных средств.
7. Рентабельность реализованной продукции Рп показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции:
,
где:
ВР – выручка от реализованной продукции (работ, услуг).
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности КОП, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
8. Модифицированным показателем рентабельности продукции является рентабельность объема продаж Рвр:
, (1)
где:
Пр – прибыль от реализации продукции.
Показатели рентабельности можно объединить в четыре группы.
I. Показатели, рассчитанные на основе прибыли.
II. Показатели, рассчитанные на основе производственных активов.
III. Показатели, рассчитанные на основе потоков денежной наличности.
IV. Показатели, рассчитанные на основе рентабельности отдельных видов продукции.
Далее следует составить таблицу основных показателей деятельности КОП, объединив некоторые из них.
Первым этапом пофакторного анализа показателей рентабельности являются оценка рентабельности объема продаж и расчет влияния отдельных факторов на ее состояние.
С этой целью представим формулу (1) в следующем виде:
.
Рассчитаем влияние изменения цены и себестоимости реализованной продукции методом цепных подстановок.
1. Изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации DРвр (D цены):
.
2. Изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации DРвр (DЗ):
.
3. Определим общее изменение рентабельности продаж в результате влияния факторов:
DРвр = DРvвр (D цены) + DРвр (DЗ)
Вторым этапом является анализ показателя рентабельности производства:
,
который находится в прямой зависимости от рентабельности продукции и обратной зависимости от изменения фондоемкости продукции.
Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем ниже фондоемкость, выше фондоотдача и, как следствие этого, – рост рентабельности производства корпорации оборонной промышленности. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.
При анализе рентабельности производства исходные формулы модифицируются путем деления числителя и знаменателя на объем реализованной продукции. Таким образом, модель имеет вид:
,
где:
Фе – фондоемкость основных производственных фондов;
Кзос – коэффициент закрепления материальных оборотных средств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности производства определяется методом цепных подстановок.
Наряду с описанными формулами целесообразно проводить углубленный факторный анализ рентабельности. Особенность такого анализа состоит в том, что он позволяет исследовать динамику показателя в зависимости от динамики влияющих факторов. Его суть заключается в том, что составляется мультипликативная модель вида:
,
где:
ЧП – чистая прибыль военно-промышленной корпорации;
ВА – средняя величина всех активов (валюта баланса);
ВР – выручка от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость);
ТА – текущие активы корпорации оборонной промышленности;
СК – собственный капитал КОП;
ВА – всего активов или валюта баланса;
факторы:
ПП = ЧП / ВР – прибыльность продаж (показывает сколько рублей чистой прибыли получено с каждого рубля реализации);
Оа = ВР / ТА – оборачиваемость активов (показывает количество оборотов всего оборотного капитала за анализируемый период);
Км = ТА / СК – коэффициент маневренности в одной из своих модификаций (показывает долю собственного капитала в финансировании оборотного капитала);
Коп = СК / ВА – коэффициент общей платежеспособности (показывает долю собственного капитала в имуществе корпорации).
Анализ проводится с использованием метода цепных подстановок.
Прикладные аспекты управления факторами производства в корпорациях оборонной промышленности
Проведенные исследования показали, что методы управления инвестициями в зарубежных странах имеют свои особенности и отличия. Такая ситуация в основном определяется состоянием экономики, усилиями государства, его законодательных и исполнительных органов по развитию тех или иных эффективных методов управления. При этом государственная политика выступает в нескольких аспектах:
¨ с одной стороны, государство, финансируя научные исследования и разработки в инвестиционной области, стимулирует исследования эффективности определенных методов и приемов управления инвестициями;
¨ с другой стороны, государство, применяя в своей инвестиционной деятельности определенные управленческие методы, позволяет корпорациям и другим крупным структурам оценить эффективность применяемых методов и использовать их в своей деятельности.