Одно из узких мест осуществления перестройки
экономики в нашей стране - проблема управленческих
кадров. По некоторым оценкам, "критическая масса"
руководителей, специалистов по экономике и управ-
лению, способных преобразовать облик наших предп-
риятий и организаций сообразно новым требованиям,
должна составить не менее 20% от их общего числа в
народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн.че-
ловек.
Сформировать такой корпус управленцев нового
типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь,
практика рыночной экономики, предпринимательства
будет способствовать ее решению, помещая тех, кто
сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в
эту новую для себя роль, в ситуацию естественно
протекающего социального отбора. Но многое, конеч-
но, зависит и от целенаправленной деятельности по
подготовке и переподготовке кадров, по изучению и
распространению передового опыта управления, по
применению достижений управленческой науки на
практике.
Один из очевидных путей приспособления к рынку
состоит в освоении опыта стран, живущих в его
условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным
аспектом этого опыта в ХХ веке является сфера дея-
тельности и область знаний, охватываемая емким по-
нятием "менеджмент", которое стало уже интернацио-
нальным. При этом, когда говорят "менеджмент" под-
разумевают и людей-менеджеров, профессионально
осуществляющих функцию управления.
Осознание управления как профессии, опирающейся
на разнообразные достижения междисциплинной, пока
еще очень молодой, быстро и неравномерно развиваю-
щейся области научного и практического знаний, за-
нимает прочное место в современной цивилизации.
Получив в начале века наиболее четкое выражение в
концепциях "научного управления" Ф.Тейлора, "иде-
альной бюрократии" М.Вебера, "науки администриро-
вания" А.Файоля, эта область знаний первоначально
пошла по пути жесткого рационализма в управлении.
Однако, порожденные ею технократические иллюзии в
управлении начали развеиваться уже в 30-е годы.
Рационализм в менеджменте, при всех его досто-
инствах, как оказалось, далеко не единственный, а
во многих случаях и не лучший путь повышения эф-
фективности работы реальных предприятий и органи-
заций. В качестве реакции на ограниченность управ-
ленческого рационализма в системе управленческих
знаний прочно утвердилось другое направление - по-
веденческое, основанное на привлечении достижений
психологии, социологии, культурной антропологии
для углубления понимания реальной сути управления
в организациях, в более крупных социальных систе-
мах. На его основе осуществлялась выработка реко-
мендаций по совершенствованию "человеческих отно-
шений", мобилизации "человеческого фактора", раз-
витию участия трудящихся в управлении, повышению
эффективности лидерства.
Эти два направления - рационалистическое и по-
веденческое - развивались, хотя и параллельно, но
часто конфликтуя между собой. В послевоенные годы
развитие теории систем, кибернетики, экономико-ма-
тематических методов для анализа и обоснования уп-
равленческих решений, компьютеризация управления,
сделавшая с изобретением персональных компьютеров
особенно мощный качаественный скачок, способство-
вали активному использованию в управлении систем-
ного подхода. Это привело к известному усложнению
науки управления и управленческих знаний. В подоб-
ном ключе развивалось и поведенческое направление.
Углублялось осмысление и изучение организаций как
социальных систем. Весьма сильно влияние на мышле-
ние управляющих оказали в 50-60-е годы сначала
идеи "постбюрократических организаций", "организа-
ционного гуманизма", а затем - представления о
предприятии как об открытой системе, активно взаи-
модействующей со своей средой и, в конечном счете,
приспосабливающей свое внутреннее строение к ее
"организационному контексту", то есть состоянию
внешней среды предприятия, его размерам, целям и
технологии деятельности, качествам людей, формиру-
ющих его "человеческий капитал".
В одних ситуациях обоснованными, эффективно ра-
ботающими оказывались жестко организованные, даже
бюрократизированные, системы управления, в других
- организации, построенные на принципах дебюрокра-
тизации, внутренней свободы, саморегулирования.
Не рубеже 70-х годов широкую популярность заво-
евали идеи "ситуационного подхода", в рамках кото-
рого доказывалась правомочность различных типов
систем управления - как жестко регламентированных,
так и основанных на внутренней свободе - в зависи-
мости от конкретных характеристик "организационно-
го контекста". Это, в известной мере, примирило
тех, кто делал ставку на рациональные системы, и
тех, кто видел главный источник эффективности в
мобилизации потенциала, заложенного в людях.
Отношение к научному, в частности математи-
ческому инструментарию, так же как и бихевио-
ристским приемам манипулирования поведением людей,
стало еще более спокойным, когда в начале 80-х го-
дов была осознана огромная важность "организацион-
ной культуры" как характеристики интегрирующей,
собирающей, словно в фокусе, все особенности
предприятия - и системные, и поведенческие. Маят-
ник вновь качнулся от технократизма к гуманизму в
управлении.
Однако ситуация резко изменилась за последние
несколько лет не только в нашей стране, но и во
всем мире. Уменьшаются ресурсы, сокращаются рын-
ки, все более яростной становится конкуренция, уг-
роза безработицы подавляет инициативу, а решения
политиков затрудняют деловую жизнь. Сильно искуше-
ние как-либо укрыться от этой жесткой реальности.
Позитивной альтернативой является борьба не только
ради выживания, но и для того, чтобы, становясь
сильнее и увереннее, обеспечить себе процветание в
эти трудные времена. Чарльз Дарвин описал, как оп-
ределенные виды организмов преуспевают просто
из-за лучшей приспособленности к окружающей среде;
тот же эволюционный процесс имеет такое же отноше-
ние к менеджерам 80-90х годов нашего века, как и
для морских ежей и ящериц на заре времен.
Вот что сказал один директор центрального отде-
ления большой европейской компании, когда его уво-
лили, в связи с тем, что отделение понесло убытки,
и обвинили в этом его: "Три года назад положение
на рынке было более благоприятным, и тогда я сох-
ранил бы свою работу. Сейчас же столько проблем,
что надо быть вдвое умнее, чтобы остаться на пла-