Экономическая система представляет собой совокупность различных элементов и хозяйственных процессов, характерных для данной экономики. Элементами экономической системы являются: типы, формы и виды собственности; преобладающий вид собственности; формы распределения созданных в обществе экономических благ; формы обмена этих благ; система цен и тарифов; система страхования; система образования; система здравоохранения; транспортная система; энергетическая система и др. В зависимости от того, как общество решает фундаментальные проблемы что производить, как производить и для кого производить выделяют четыре основных типа экономических систем:
- централизованную (административно-командную)
- рыночную
- традиционную
- смешанную
Различия между этими системами связаны, прежде всего, с разными способами производства.
Суть централизованной экономической системы – в государственном монополизме, т. е. в том, что государство господствует в экономике и других сферах жизни общества, командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает главные экономические проблемы.
Основными чертами централизованной экономической системы являются: государственная собственность на средства производства; государственное планирование всей экономики; административные методы управления экономикой; отсутствие стимулов к эффективной работе.
Положительными чертами данной экономической системы являются: устойчивость экономики, отсутствие экономических кризисов; отсутствие проблем трудоустройства; отсутствие неравенства в обществе; гарантированность минимума жизнеобеспечения; уверенность в будущем.
Отрицательными чертами являются: неэффективность экономики; диктат производителей над потребителями; дефицит товаров; не заинтересованность в результатах труда; низкий уровень жизни населения.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.
Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.
Рыночная экономическая система – это хозяйственная система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров.
Основные черты рыночной экономической системы: частная собственность на средства производства; свобода предпринимательства; свобода выбора экономических партнеров; личная выгода участников экономических процессов; саморегулирование экономики рыночными факторами; ограничение вмешательства государства в экономику.
Преимущества рыночной экономики: стимулирует высокую предприимчивость и эффективность; отторгает неэффективное и ненужное производство; расширяет потребительский выбор, и защищает права потребителей; не требует большого управленческого аппарата.
Недостатками рыночной экономики являются: нестабильность экономики; усиление неравенства в обществе; безразличие к ущербу, наносимому бизнесом человеку и природе.
В современной жизни нет примеров чисто рыночной, свободной от государственного вмешательства экономики. Передовые страны стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение положительных черт централизованной и рыночной систем образует смешанную экономику.
Большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные предприятия малого и среднего бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка. Вместе с тем, некоторые важные сферы (железные дороги, топливно-энергетический комплекс, социальная защита, общее образование, здравоохранение и др.) принадлежат государству, и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы. Забота некоторых государств о развитии социальной сферы столь значительна, что экономику таких стран характеризуют как социально-рыночное хозяйство (например, Швеция и Германия).